Нанокерамика и не только. Интервью с гендиректором Legor Group Russia
Последние несколько лет в моду уверенно входят цветные украшения (Ювелирум о трендах). На российских просторах яркие, даже люминисцентные металлические основы колец, сережек и браслетов все чаще встречаются как на площадках трендсеттеров и массмаркет-брендов, так и в лимитированных коллекциях дизайнерских марок. Ювелиры в профильных чатах спорят: что это за покрытие? От самых продвинутых все чаще звучит версия – «нанокерамика».
Наш опрос среди подписчиков показал: многие ювелиры пока еще не вполне представляют себе, что подразумевает термин «нанокерамика», и как отличить это покрытие от других. Раскрыть карты и дать пояснения согласился Николай Бреславец, генеральный директор Legor Group Russia — одного из ведущих российских производителей декоративных покрытий и основного создателя продуктов на основе нанокерамики.
Предлагаю начать с основ. Есть много электрохимических покрытий, в том числе цветных. Мы сейчас говорим об одном из них, или о принципиально другой технологии?
Покрывать поверхность металла методом электрохимического нанесения определенных составов придумали довольно давно. Этот метод (гальваника) позволяет получить равномерное, устойчивое к коррозии покрытие. Нанокерамика – также электрохимическое покрытие, но с одним важным отличием. Если в основе обычной «цветной» гальваники — мягкие акриловые смолы, то в составе «нанокерамики» — твердые керамические нано-частицы. Присутствие микрочастиц керамики дает отличную устойчивость к повседневному химическому воздействию, значительно добавляет устойчивости к истиранию.
Как давно на рынке появилась нанокерамика? Есть ли у нее свои разновидности?
Нанокерамика представлена на мировом и российском рынке двумя ключевыми продуктами – растворами с нанокерамическими смолами KLIAR («Клиар» – цветное покрытие) и CERAMIX («Керамикс», бесцветное). Эти продукты были созданы и внедрены 5 лет назад, лицензией на них, как и на многие другие изобретения, на российском рынке владеет основанная в 1979 году итальянская компания Легор групп, представленная в России одним из своих распределенных по всему миру филиалов.
Кто еще производит покрытия с нанокерамикой?
На данный момент я не встречал декоративных покрытий, более устойчивым к механическим воздействиям, чем у наших продуктов.
Ювелирам, уже работавшим с гальваникой, наверняка будет интересно, как выглядит процесс нанесения этих керамических покрытий.
Нанесение нанокерамического покрытия – классический процесс гальваники, он ничем не отличается от золочения или родирования, но, как любой процесс, требует тщательного соблюдения технологии. Раствор наносится электрохимическим способом при напряжении 40-60 вольт и образует защитный слой на поверхности изделия в несколько микрон. Изделие с нанесенным составом помещают затем в сушильную печь при 130 градусах, и через 30-40 минут нагрева происходит полимеризация, для полного цикла прохождения которой необходимо 48 часов. После полного цикла получаем покрытие с защитными свойствами керамики.
В отличие от акриловых красителей (а акрил – это мягкие смолы, пластик, который, условно, можно сковырнуть ногтем), содержащий сверхпрочную керамику материал после завершения процесса полимеризации уже не так просто снять.
То есть, главное преимущество – прочность?
Я бы назвал два преимущества. Первое – новые возможности расширить цветовую палитру ювелирных и бижутерийных изделий. Если акриловые смолы, меняя цвет металла, придают ему некую тусклую «пластмассовость», то покрытие KLIAR добавляет цвет, сохраняя прозрачность.
Второе – новые возможности по улучшению потребительских свойств изделий из серебра и латуни. Нано-керамические декоративные покрытия защищают металлы от окислов и имеют высокие абразивные свойства, защищают от механических повреждений.
Момент с «прозрачностью» покрытия мне все-таки не совсем понятен. Разве цель не в том, чтобы сделать металл как можно более цветным?
Оба состава, и KLIAR, и CERAMIX, не укрывают металл по его структуре, они прозрачны. Вы смотрите на изделие под слоем краски и все равно понимаете, что это металл, а не какая-то облитая сверху пластмасса, в нем сохраняется естественный блеск, цвет. При этом CERAMIX – раствор без пигментов, просто прозрачный состав. Если вам нужно сохранить естественный цвет, например, серебра, и одновременно защитить поверхность от окисления и царапков, то это ваш продукт. Многие крупные компании активно использует CERAMIX в своих украшениях.
К слову о дизайне и решаемых задачах. У нанокерамических покрытий еще есть две текстуры – матовая и глянцевая. Берем, например, черный родий, наносим на него матовый «Керамикс», и получается такая бархатистая поверхность, тактильная на ощупь, мягкий муар — не оставляет следов на украшении, когда его трогаешь руками.
Но колорирование, конечно же, сегодня супер актуально, тренды-2023 направлены на яркие многоцветные изделия, в Европе «цветной» этап активно наступает, последняя коллекция Сваровски уже с подобными цветами. Через пару лет этот тренд окончательно доберется до Москвы, но уже сейчас видны «пионеры», такие украшения уже можно увидеть в Poison Drop, такая своего рода «поп-джевелри» культура. Как раз для этого и предназначены растворы KLIAR.
А можем мы сказать, что нанокерамика – это в каком-то смысле альтернатива, к примеру, родированию или оксидированию?
Не совсем согласен, это скорее разные эффекты. Родий, как вы знаете, достаточно твердый металл платиновой группы. При нанесении на изделие он защищает поверхность и одновременно придает белый металлический цвет, который имитирует «белое золото». «Оксидированием» получают патину для придания винтажности изделиям, эффект чернения, это своя история.
При этом от окисления серебро спасает вовсе не родий: у родия сетчатая кристаллическая решетка, он не укрывной. Чтобы родий работал как защитник поверхности и не брал на себя окислы, возникающие от меди, входящей в лигатуру серебра, на нижний, первый слой гальваники накладывается палладирование. Палладий относительно недорогой, но он как раз «укрывной», и тоже металл платиновой группы. Далее уже идет покрытие родием, и получается что-то вроде «бутерброда».
«Клиар» же непосредственно защищает серебро от оксидирования и механических повреждений, при этом не выбеливая металл, а сохраняя оттенок естественного серебра, теплый белый цвет.
«Альтернатива родию» сейчас актуальная тема, вижу в инстаграмах ювелиров фото бутылок с родием и страшные какие-то ценники.
Да, последнее время родий очень сильно вырос на бирже, сейчас чуть упал, но все равно он очень дорогой материал для работы с серебром, т.к. серебро, хоть и подорожало, все равно остается пока недорогим металлом – кажется, около 60 рублей за грамм на момент. Но у нас, например, есть раствор, который гораздо дешевле родия и при этом является его аналогом, это раствор платины и палладия. Вообще самых разных растворов у нас очень много, в зависимости от дизайнерской и функциональной задачи можно применять тот или иной.
А на чем ваше производство специализируется кроме нанокерамики?
Мы делаем все виды декоративных покрытий, родий, платина, белая бронза, желтая бронза, платинирование, палладирование, серебрение, меднение, кислое меднение, щелочное, никелирование, пассевация (верхняя защитная пленка от окисления серебра). Оказываем сами услуги, и также проводим семинары и практические занятия. У нас работающее производство, используем ванны до 150 литров, в собственной лаборатории делаем спектральный анализ растворов, т.к. мы еще корректируем растворы у крупных производителей.
Родирование делаем черное и белое. Как «карандаш» (локальное, когда надо сделать белым определенный элемент), так и ванна – полностью погружная гальваника. У нас есть, наверное, самый широкий спектр в России по золочению, это классическое желтое золочение 24 карата, «лимонка» (лимонное золото), есть коричневое, зеленое, и наше российское «русский красный» (оно так и идет по мировой классификации), делаем и «белое золото».
Ну и, естественно, мы — производство полного цикла, расположенное в Костроме. Делаем все, от 3D модели и восковки до серийного выпуска.
“Белое золото”, насколько я слышу, непростая тема. Вроде бы у нас оно другое, состав отличается от принятого за рубежом?
Не только белое золото “другое”. У нас в продуктовом кейсе – лигатурные сплавы для золота, серебра, бижутерийные сплавы без кадмия, все что можно потом гарантированно поставлять в том числе за границу, чтобы изделия прошли любую сертификацию. Про белое золото — верно, в Европе принят закон никель-free. Многие этого не знают, берут привычную белую лигатуру, и у них изделия возвращаются назад как не прошедшие сертификацию. Проверенные и подходящие сплавы под экспорт для белого золота известны на российском рынке давно, мы помогаем производить партии из этих сплавов, а также консультируем предприятия для подготовки экспортных поставок и прохождении сертификации в Европе.
Давайте вернемся к нанокерамике. Очень многие при подготовке текста прислали мне вопросы — насколько прочно держится это покрытие, и от чего зависит его качество и вид?
Покрытие держится очень надежно. Если что-то скалывается, значит, скорее всего, не прошел как надо процесс полимеризации. Если этот процесс прошел корректно, то покрытие не должно откалываться, снять его нельзя, кроме как специальным растворителем. Мы наносим нанокерамику даже на подвижные цепи, между звеньями получается интересный эффект — как краска.
На равномерность и качество покрытия влияет, конечно же, предварительная подготовка поверхности. Сюда входит правильная полировка, правильные пасты, процесс полирования и лакировки, галтования и так далее.
Если процесс полимеризации прошел полностью, через 48 часов «Клиар» или «Керамикс» превращаются в достаточно прочный материал, и дальше он со временем еще набирает прочность. Если падает – не колется, не крошится. Да, с ним теоретически можно купаться, он сам по себе устойчив и к морской воде и так далее. Но надо конечно понимать, что любое ювелирное/бижутерное изделие, даже устойчивое к окислам золото, если вы с ним залезаете в душ под мыло или в морскую воду, меняет свой цвет. То есть покрытие защищает, но это не позволяет все равно обходиться с изделием неаккуратно.
На какие материалы можно наносить нанокерамику? И есть ли ограничения по форме поверхностей?
Раствор может применяться для любых металлических поверхностей: золотые сплавы, серебро и другие драгоценные металлы, латунь, бронза и цамак (цинк алюминий медь). Он также может использоваться для покрытия изделий прямо с камнями, т.к. не влияет на них и не покрывает неметаллические поверхности.
Растворы нанокерамики достаточно пластичные, хорошо ложатся на любые, даже геометрические, поверхности. Единственное, не всегда ювелиры умеют подготавливать поверхность — даже не с точки зрения ее очистки, а хорошего качества литья, чтобы не было пор. Если в порах остается грязь и ты активируешь процесс кристаллизации или полимеризации «Керамикса», то изнутри начинают вылезать окислы, и поверхность начинает пузыриться. Ну и плюс у многих ювелиров используется технология небольшой гальваники.
То есть, ювелиры могут купить у вас раствор и нанести покрытие самостоятельно?
Да, так делают. У нас гальваника большая — профессиональная, и мы можем сделать, например, щелочное меднение, которое укрывает все поры.
Можно ли класть нанокерамику на пластик?
Поскольку это электропроводимый раствор, его можно класть на любые металлы, которые проводят ток. Мы можем класть его также и на пластик, но пластик для этой цели нужно будет предварительно обработать специальными спреями, которые бывают либо графитовые либо медненые, суть их в том, что они делают верхний слой пластика токопроводимым. Технология сложновата, но работает (см.видео чуть ниже).
А что насчет палитры по цветам? “Бывалые” ювелиры, кто с вами уже работает, интересуются, вернется ли белый цвет, и будет ли обновление оттенков? Еще один вопрос — можно ли смешивать цвета растворов?
Белый цвет можем вернуть, но он в ювелирке как-то не очень себя нашел. Хотя сейчас люди осваивают бижутерию, возможно имеет смысл.
Гамма будет обновляться, безусловно, готовим программу на 2023 год. И да, цвета можно смешивать, можно тоны делать светлее-темнее, но надо понимать, что для 1-2 изделий это не очень выгодно.
Можете ли вы сориентировать дизайнеров по стоимости покрытий нанокерамикой? Во сколько обойдется хотя бы примерно?
Само покрытие (возьмем «Клиар») недорогое – 7-8 рублей за грамм. Если речь о бижутерии или серебре, надо еще палладиевую подложку добавить. Но это все выходит точно дешевле, чем родий. Ориентировочно должно уложиться в 15-20 рублей за грамм.
А как выглядит логистика — как можно воспользоваться вашими услугами? Надо ли ехать в Кострому? И насколько вам интересен дизайнерский сегмент как заказчики, могут ли они рассчитывать на какую-то помощь или внимание?
Изделие заказчик сдает в Москве, и получает назад в Москве (если, конечно, территориально вы не живете рядом с Костромой), остальное наши заботы.
Как происходит работа с дизайнером? Мы встречаемся в Москве, или человек просто присылает эскиз и говорит, как бы он хотел видеть это изделие. Мы присылаем фото, он говорит – да, это так или нет. И исходя из техзадания мы выполняем и присылаем образец готового изделия. Связаться можно непосредственно со мной, через директ моего личного инстаграма @nicolaibreslavets, корпоративный @legorgroup_russia или через какие-то другие мессенджеры. Единственно, надо понимать, если это разработка коллекции – это одна история, если надо сделать одну штучку – тоже можно, но сложнее, дело затратное. Теоретически беремся за любые проекты.
По срокам, если изделие нормальное, его не надо подполировывать и так далее, то весь процесс займет от 3-4 рабочих дней.
То есть, владельцу небольшой марки, начинающему дизайнеру обратиться к вам — не страшно?
Я как генеральный директор и владелец компании, если проект мне симпатичен и интересен, могу помочь запустить даже стартап для молодого дизайнера, поддержать финансово бесплатными услугами, например, построить модель в 3D, организовать мелкосерийное производство. Эти проекты мне интересны, так как связаны с миссией нашей компании, мы помогаем развивать ювелирную отрасль в том числе выводя в свет молодых дизайнеров. Работаем, конечно, с теми, кто понимает, что такое эскиз, имеет некую ясность в голове.
Я еще и председатель госкомиссии в КГУ (костромском госуниверситете) на факультете художественной обработки металла, принимаю госэкзамены у художников-ювелиров. Поэтому я активно общаюсь с начинающими дизайнерами, мне нравятся креативные люди. Также работаем в проектах с большими брендами, решаем задачи, так что есть понимание разных вопросов.
Мы сами занимаемся маркетингом, в нашей команде специалисты могут организовать от фотосессии и стратегии продвижения до «экономического скелета» молодого стартапа, чтобы было оптимально по затратам, себестоимости. Мы можем взять на себя процессы от прототипировния до готового изделия – все целиком, «под ключ». У нас уже имеются стартапы, с которыми мы начинали работать, и которые сейчас выходят в самостоятельное плавание. Все это за адекватные человеческие деньги. То есть, мы снимаем проблемы, связанные с производством, даем людям заниматься креативом, продвижением, новыми идеями, не погрязнуть в литье и гальванике. Помогаем маркам выйти на зарубежные площадки с изделиями из нужного сплава, о чем было выше. И берем в проекты разные изделия — не только ювелирные украшения, но, например, недавно были аксессуары для сумок.
Сейчас с нашей командой мы рассматриваем вариант, чтобы наиболее талантливым дать возможность представить свои изделия на VicenzaOro, у нас очень хорошие с ними связи и отношения. С московской Fashion Factory School обсуждаем проект по выводу ювелирных стартапов в рамках их стандартного 3-х месячного курса, хотим сразу выпустить дизайнеру коллекцию к моменту окончания курса. Хотелось бы также поработать и с британкой, помогать выводить стартапы выпускникам, но пока не знаем как до них достучаться.
А зачем вам это нужно?
Российский ювелирный рынок значительно отстает от мировых трендов, а производители, как правило, ограничиваются рынком России и СНГ. На сегодняшний момент сложилось очень мало российских брендов в маркетинговом понимании. Наша компания старается развивать молодых дизайнеров для изменения такого положения вещей на рынке. У меня много выпускников, «молодая кровь», кто приходил на завод и пытался рисовать что-то современное, но сидит «тетенька» в отделе продаж, которая не интересуется ничем, смотрит – продались серьги-«самовары», давайте снова их делать. Мне кажется, это тормозит рынок и мне хотелось бы изменить ювелирный ландшафт, тем более сейчас очень много талантливых и креативных молодых дизайнеров!
На этом видео — челлендж, сотрудники итальянского Легор показывают этапы процесса гальваники на примере макарон, поясняя: если мы смогли покрыть золотом и родием пасту, какой материал тогда мы НЕ сможем покрыть?
О компании Легор Груп
Компания Legor Group была основана в 1979 году в Итальянском городке Брессанвидо господином Джанни Польеро, на сегодняшний момент компания имеет обширную сеть филиалов в России, США, Турции, Индии, Тайланде, Китае, Гонконге, а также более 50 представителей в различных странах. Продуктами компании пользуются 40% ювелирных компаний мира, продукция компании считается эталоном качества. Многие продукты запатентованы и являются интеллектуальной собственностью компании.
Бреславец Николай Владимирович, Генеральный директор Legor Group Russia. В ювелирной сфере 15 лет. Наставник ювелирных и бижутерийных стартапов.
Вопросы задавала главный редактор Ювелирума Ольга Кулейкина.
Ювелирные техники и стили — каталог на Ювелируме | Справочник ювелирных металлов на Ювелируме | Все публикации в рубрике Ювелирный бизнес | Все публикации по тегу КАК УСТРОЕНО
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: