Личный опыт с Катей Сисфонтес: как стать ювелиром в Швеции?
Создавать собственные марки украшений в нашей стране стало популярным совсем недавно. В какой-то степени благодарить за это нужно экономический кризис — самое удачное время развивать новые направления и экспериментировать с подходами. Сегодня мы видим, как в индустрию украшений тонкой струйкой стекаются люди из самых разных сфер и профессий. Ювелиров с опытом среди них не так уж много, и большинство активно ищет, где можно быстро и результативно обучиться ювелирному делу.
Европа, конечно же, давно опередила нас по количеству независимых ювелирных марок самых разных направлений, конкуренция среди профессионалов там на порядок выше. Многие ювелиры давно прошли трудные этапы «первоначального накопления» опыта, и заняли свои ниши в том или ином направлении. Как обучаются современные мастера за границей, какие возможности для них существуют и как ситуация в индустрии украшений отличается в целом от нашей?
Размышляя на эти темы, я решила задать несколько вопросов Кате Сисфонтес, художнику-ювелиру, дизайнеру, автору марки SisKa design, профессиональное становление которой происходило уже в Швеции, после переезда туда из России в девяностые годы. Катя никогда не теряла связи с нашей страной, пристально следит за тем, что происходит в российской действительности, и приезжая сюда, всегда успевает рассказать что-то интересное и поделиться опытом.
Катя, расскажи о своем пути. Какими были первые шаги в мире украшений?
Карьера ювелира для меня началась неожиданно быстро.
Еще не сдав экзамена в Гильдию ювелиров Швеции, я уже занялась поисками подработки. Мне пришло в голову обзвонить ювелирные бутики и спросить, не нужна ли им помощь с починкой изделий. В итоге получила приглашение на беседу от двух магазинов, один из которых оказался главным магазином антиквариата в стольном городе Стокгольме. Если бы я знала насколько это богатое и важное место, то я бы даже звонить не стала. Но — святое неведение, пошла.
Магазином владела семья Риббхагенов, уже третье поколение работавшая в ювелирном бизнесе. Меня принял старший из братьев, который сказал, что с удовольствием даст мне изделия, чтобы проверить мои способности. Так я получила в работу золотой браслет и одну серьгу из золота с большим каплевидным розовым кварцем. Если бы я только знала, что держу в руках – я бы извинилась и ушла. Но опять спасло полное незнание — как автора изделия, так и сложности задачи.
Автором обоих украшений был Вивьен (Wiwien Nilsson) – икона шведского ювелирного искусства и стиля минимализм. С сережкой-то было все понятно, хотя и не просто. Золотая сережка плавно переходила в струну, изогнутую в швензу. С трудом, и далеко не с первой попытки, но с ней я справилась.
А вот над браслетом пришлось серьезно потрудиться. Заказ требовал сделать его открывающимся. Кроме того, замок следовало полностью скопировать с другого браслета того же мастера. Замысловатый и не простой такой замочек, полностью скрытый в изменённом овале браслета. В двух словах не объяснить, но я до сих пор безумно горжусь, что смогла разобраться.
В итоге я получила свою первую профессиональную работу, и в течение последующих десяти лет чинила бесконечное количество вещей. У меня появилась своя специализация – починка серебра. В силу специфики этого материала (риск появления пор и сложность разогрева, что усложняет процесс в несколько раз) большинство ювелиров отказывалось от подобной работы. Но я бралась за серебро, и конечно, в мои руки попадали и золотые вещи.
А какого рода вещи ты в основном чинила?
Несколько раз я работала по заказу королевской семьи. Хорошо помню, как однажды делала стойку под колье для принцессы Кристины, которая хотела свое ожерелье с бриллиантами и сапфирами иногда носить как диадему. Раза два чинила и меняла работы от фабрики Фаберже. Один раз полностью перебрала и собрала обратно копию серебряного самолета в полкило весом. В общем, историй было много!
Мне кажется, этот период помог мне не только набить руку, но и повлиял во многом на становление вкуса. Именно с тех пор минимализм — это моя Родина.
Работы Кати Сисфонтес:
Вот это да! А теперь давай вернемся к истокам. Ты начала заниматься изготовлением украшений много лет назад. Скажи, сколько времени заняло у тебя освоение основ работы?
Правила и обычаи гильдии ювелиров Швеции подразумевают, что срок работы подмастерьем или обучение в любой форме длится 4 года. После этого нужно сдавать экзамен. Для экзамена требуется выполнить два предмета в материале (обычно это браслет с контра-шанелью и замком, и медальон). После этого ты считаешься ювелиром (*Катя добавляет в конце фразы «типа ювелир» и широко улыбается мне в ответ*).
Конечно, на деле это не так. И до настоящего ювелира еще далеко.
Мне очень помог мой опыт с починкой антиквариата, который был, безусловно, важнее ученичества. В итоге мне не пришлось сдавать формальный экзамен — приняли по работам.
Ну а потом (после четырех лет обучения) — еще где-то лет пять занял процесс становление как профессионала. Хотя учусь я конечно и по сей день.
Итак, Катя еще раз подтвердила опасения всех вновь влившихся в ряды мастеров-ювелиров. Учиться придется долго, а потом — долго практиковаться. Впрочем, как и в любой другой профессии. Однако далеко не в каждой профессии приходится много работать руками. Как с этим быть? Кто-то и правда открывает в себе склонности и стремление обрабатывать металл самостоятельно, другие ищут альтернативные пути. Сейчас практикуется формат работы, когда человек обучается общему пониманию процессов создания украшения, «пробует» металл и другие материалы, но далее только разрабатывает дизайн, своими руками не участвуя в производстве изделий.
Катя, расскажи, ты действительно все ты делаешь собственными руками, и почему?
Так и есть, все «оригиналки» я делаю вручную. Сама. Кто-то скажет, это неэффективный подход, но для меня важно знать конечный вес, эргономичность и полноценность изделия. При помощи эскизов и 3D программ всего этого не прочувствовать. А вот после первого прототипа вполне могу пересесть за компьютер и на этом этапе уже делать цифровую основу. Если вещь предполагается для массового производства, создаю мастер-модель.
Ты знакома со спецификой работы в России и в Европе, скажи, пожалуйста, какие изменения в подходах к изготовлению украшений ты видишь в последнее время? Как ты думаешь, за чем будущее?
В России, безусловно, вижу стремление оттолкнуться от традиционной советской «ювелирности».
В Европе сейчас существуют три пути развития ювелирных изделий:
- Первая и наиболее распространенная форма – это тренды. Существуют «карты трендов». Есть те, кто эти тренды задают и создают. Существуют и те, кто трендам следуют. Вполне понятная и известная схема.
- Второе, не менее значимое, направление – различные инновации. 3D-печать, использование электро- и нано технологий. Это направление активно развивается, так же как и масштабное производство разнообразно украшенных драгоценными камнями повседневных аксессуаров.
- Третье и самое дорогостоящее, а потому не каждому доступное – развитие люксовых брендов.
В итоге, мое субъективное мнение — будущее за инновациями. В каждом из этих трех направлений обязательно будут присутствовать и активно развиваться инновационные технологии.
Вот как! И все же при этом ты многое делаешь своими руками. Это жизненное кредо, или время сейчас к этому принуждает?
Я просто по-другому не умею. И даже не уверена, что то, чем я занимаюсь, можно назвать работой. Делаю то что люблю и так, как чувствую.
Самое запомнившееся тебе украшение? Самый запомнившийся заказ? Расскажи об этом, пожалуйста.
Самая первая работа, про которую я рассказала чуть раньше. Почти не обученная, я переделывала золотой браслет с малахитом работы одного из иконических мастеров шведского минимализма – Вивьена Нильсона. Это, безусловно, было безумством. Если бы я знала, чья работа, сколько стоит и что сделать его замок настолько сложно – НИКОГДА не взялась бы. Но не знала. И по незнанию – сделала. До сих пор улыбаюсь при мысли.
А запомнившихся украшений и своих, и чужих тысячи. Когда работаешь с материалом и формой, невольно обращаешь внимание на детали.
Беседуя с Катей, я размышляла о том, что сейчас происходит с индустрией украшений в России. Что появилось, а что ушло. Ведь таких специалистов, которые работают руками и наощупь определяют каратность металла, не так много, а становится еще меньше. Ну что поделать, немногие кайфуют в наше время от работы руками. И всегда ведь так было, правда? Когда-то изобрели стиральную машину, и она стала лучше и быстрее превращать грязное белье в чистое. Разработали механические приспособления, чтобы доить коров, чем облегчили участь большого количества женщин (хотя и лишили работы многих из них). И все это шаги к тому, чтобы облегчить ручной труд.
С развитием технологий качество – параметр, доступный многим. Так как же теперь можно выделиться? Что является конкурентным преимуществом в современной действительности ? Материалы? Сервис? Да, конечно. Но прежде идет собственно продукт, в нашем случае, украшение или ювелирное изделие (как вашему уху приятнее), его фактура, форма, идея. То есть, дизайн украшения. А верно ли понимаю значение этого слова, и, что это такое «дизайн», когда речь идет об украшении?
Катя, сложный вопрос для большинства представителей профессии художников-ювелиров.. Что такое дизайн? Что такое «дизайнерское»? И, что немало важно, можно ли этому научить?
Дизайн? Ну, тут все очень просто. Фактически, дизайн – это форма мышления, а именно, продумывание способа промышленного производства конечного продукта.
В это слово, как мне кажется, слишком часто ошибочно вкладывают только понятие формы. Это не так.
Стиль и форма производимого продукта могут быть любыми, но принципиально должны отвечать трем главным требованиям:
- «производимости»,
- востребованности, и
- экономической выгоде.
Безусловно, этому можно и нужно учить. Я давно преподаю и сознательно отхожу от системы навязывания моих художественных ценностей ученикам. Пусть сами выбирают форму. Направить можно мышление. Вовремя поставить вопросы, кому и зачем эта конкретная модель нужна, обсудить технологичность и продуктивность задумки. Но я никогда не вмешиваюсь в выбранный учеником стиль. Само собой, в задачу более углубленного обучения входит понимание учеником работы на заказ, как максимально удовлетворить вкусы заказчика, но не потерять собственный стиль. В общем – все «обучаемо».
Ну что же, вот и первое определение дизайна. И поскольку их существует великое множество, для каждой индустрии свое, этот предмет нам еще предстоит изучить в следующих статьях. Одно ясно, научиться можно всему, — было бы желание. И все же, главный вопрос, как скоро? То есть, сколько времени займет базовое обучение мастерству?
Катя, я знаю, что ты не только преподаешь в шведских учебных заведениях. К тебе приезжают учиться люди с нулевым уровнем знания предмета. Сколько времени занимает обучение у тебя, и чему успевают научиться студенты?
На самом деле, очень многому. Одной недели интенсивного обучения достаточно для понимания материала. Мои ученики обычно успевают освоить все базовые технологии – плавка, вальцовка, протяжка, пайка, распил, шлифовка и полировка. Но это конечно только начало.
За две недели мы успеваем обозначить подходящую каждому ученику стилистику. Наметить варианты первой коллекции и подобрать пути ее дальнейшего развития в самостоятельную марку. Успеваем даже обсудить возможности маркетинга, научиться правильному фотографированию готовых изделий, — мы ведь все время вместе, процесс идет практически 24 часа в сутки.
И, конечно, самое главное — успеваем научиться выполнять изделия в материале.
За две недели интенсивного погружения мы посещаем магазины инструментов, ходим на музейные выставки украшений. Само собой, я провожу несколько лекций на тему стиля и брендинга. Мои ученики из Санкт-Петербургского Университета Технологий и Дизайна за две недели успели даже написать дипломные работы.
Скажи, что ты посоветуешь начинающим дизайнерам и мастерам-ювелирам? На чем сделать упор?
В этом деле самое важное — собственное желание и заинтересованность. Никто не научит вас дизайну без вашего личного любопытства.
Смотрите, что делают другие. Читайте книги. Просматривайте в интернете. Следите за новыми технологиями. Не варитесь только в собственном соку. И — старайтесь держать глаза и ум открытыми к новостям и изменениям!
Размышляла над ситуацией и задавала вопросы Татьяна Пашутина, куратор курса «Ювелирный дизайн» БВШД и сооснователь сообщества НОВЫЕ ЮВЕЛИРЫ.
Ксения Вохменцева об участии в JOYA Barcelona | Алиса Лециус о творческом стиле и современном искусстве | Екатерина Поликарпова о том, как учат ювелирному дизайну в колледже Святого Мартина
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: