Личный опыт: как учат ювелирному дизайну в колледже Святого Мартина

Если хочешь добиться высот в выбранной профессии — обучайся у лучших. По этому принципу тысячи студентов уезжают из своих стран, чтобы получить подходящее под их цели образование.

Великобритания знаменита своими дизайнерами-новаторами. Многие представители современного британского искусства — выпускники своих же, британских школ дизайна. Поэтому не удивительно, что те, кто хочет посвятить себя дизайну, нередко мечтают об учебе в Лондоне.

Екатерина Поликарпова

Екатерина Поликарпова

Недавно мы узнали о том, что оказывается среди нас уже живут и успешно работают выпускники лондонских школ дизайна. Причем — именно ювелирного!

Екатерина Поликарпова, недавно окончившая отделение ювелирного дизайна знаменитого колледжа искусств и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins college of art and design), рассказала, как проходила учеба, и для чего стоит ехать в колледж Святого Мартина.

Начнем немного с конца. Расскажите пожалуйста, чем вы занимаетесь сейчас? Как появилась идея вашего проекта?

Моя марка украшений «Lost&Found Jewelry» появилась как учебный проект. В нем заложена идея агентства по креативному восстановлению утерянных украшений, например, второй сережки из пары.

Проект изначально был очень личным и создавался на основе моих собственных историй и взаимоотношений с предметами и украшениями.

Тонкие, эфемерные связи в этом материальном мире, движение и переход предметов/вещей/веществ из одного состояния в другое, неустойчивость и изменяемость всего вокруг – это то, что меня всегда привлекало как художника. Поэтому со временем проект приобрел тесную связь и с природной тематикой, в которой как ни в какой иной можно выразить эти впечатления и переживания.

Круговорот жизни, смена времен года, рост-умирание-возрождение – именно об этом я пытаюсь рассказать через свои украшения.

Я все создаю сама, работаю автономно. Мои украшения не продаются через магазины и шоурумы — не люблю посредников. Все посмотреть, примерить и купить можно, связавшись непосредственно со мной через социальные сети-вконтакте, инстаграм или написав мне на почту. Также я довольно часто участвую в маркетах, для которых готовлю как популярные модели, так и новинки.

  

    

 

Вернемся на несколько лет назад. Чем вы занимались до учебы в Лондоне? У вас уже был ювелирный опыт?

По первому образованию я филолог, и до Лондона была совершенно незнакома с ювелирным делом. Только несколько лет художественной школы, что скорее минус, чем плюс для творческого самоопределения.

Как у вас возникла мысль поехать учиться в колледж Святого Мартина? Вы сразу решили, что хотите учиться именно в Англии?

Вариантов учиться в России я не рассматривала, мне хватило пяти лет теоретических занятий филологией. Образование в Великобритании привлекло обилием направлений, практической направленностью, возможностью на одном курсе попробовать разные области.

Насколько трудно было туда поступить? Какие требования у колледжа?

Как для первого “самоопределительного” годового курса Foundation Diploma in Art and Design, так и для основного трехлетнего Bachelors of Arts нужно было предоставить творческое портфолио, по рассмотрению которого кандидаты приглашались на собеседование. Ну и конечно же необходимо было сдать английский в формате международного экзамена IELTS.

Для меня этапы поступления прошли довольно гладко, на бакалавриат я поступила сразу в два колледжа – CSM (Central Saint Martins) и LCF (London College of Fashion), и мне оставалось только выбрать. Конечно же я выбрала CSM.

«Творческое портфолио» разве не предполагает наличие готовых ювелирных работ? Как его подготовить, не будучи ювелиром?

Чтобы поступить на курс «Ювелирный дизайн», не обязательно иметь опыт ювелирной деятельности. Но нужно, чтобы было свое видение мира, чтобы вы могли анализировать визуальную информацию, хотели создавать и преобразовывать предметы/мир вокруг.

Творческое портфолио подразумевает не готовые ювелирные работы, а скорее понимание процесса, осознанные эксперименты с материалами и формами. Должна быть определенная идея и ее разработка. Результат может быть, например, представлен в виде трехмерных моделей — из бумаги или любых подручных материалов. Модели обязательно сопровождаются «документацией» — рисунками, записями, фотографиями. Всем, что подкрепляет процесс и показывает аналитическую работу. И даже если в реализации не все пошло гладко — например, провалились эсперименты по каким-то техническим причинам, но есть движение в развитии идеи, то это тоже засчитывается как положительный фактор.

Ваши первые впечатления после того, как приехали на учебу? 

Лондон — это невообразимое смешение народов, языков, культур. И мой университет был как маленький Лондон. Студенты со всех уголков земли. Преподаватели – тоже. Приглашенными лекторами были мастера и дизайнеры из Европы, Австралии. Я жила в студенческом общежитии в отдельной студии. Учеба была очень интенсивной и общаться вне университета удавалось нечасто.

На лекции в колледже Св.Мартина

Учеба на ювелирного дизайнера далеко не всегда предполагает освоение практических навыков ювелирного мастерства. Как к этому подходят в колледже Св.Мартина?

На моем первом занятии мне дали в руки лобзик, показали как поставить пилку и дали задание – выпиливать из листа меди 50*50*1 мм автопортрет, конечно же не буквально, а образно. Было также несколько технических занятий и мастер-классов по определенным техникам, например — по горячим эмалям. Но в целом там дается лишь базовое представление о техниках, которые ты должен развивать сам.

Насколько при обучении разделялись понятия классического «высокого ювелирного искусства» от концептуального – современных экспериментальных направлений?

У нас не было разделения на классическое и концептуальное направление. Основной задачей было творчески выразить свою индивидуальность  — в рамках заданного или открытого брифа. И каждый делал это по-разному.

Учебный процесс: макет ожерелья на манекене в колледже Св.Мартина

Если посмотреть на выпускные работы студентов, то можно встретить как примеры fine jewelry (более привычных драгоценных украшений), так и концептуальные работы, и работы-исследования материалов.

Использование нетрадиционных материалов очень приветствовалось, а создание своих собственных – например прессованная слоями бумага, своеобразно обработанное дерево или кожа, ювелирные смолы с органическими вкраплениями волос и даже человеческой крови, — поощрялось высшими баллами.

Ну а если говорить в целом, то весь курс и предполагался как концептуальный. Недаром во главе стоит Кэролайн Бродхед (Cаroline Broadhead), первопроходец в использовании новых, нетипичных для ювелирного дела, материалов и техник в Англии.

То есть подход сложно назвать «академическим»?

Могу привести один показательный пример. У нас было всего два занятия по технической отрисовке украшений за три года обучения. Кстати, привычных нам «дисциплин» там нет вообще. Есть практические занятия и лекции. Обязательные — по современному искусству, и свободные, то есть по желанию — от мастеров, ювелиров, дизайнеров.

А как насчет компьютерных технологий? Вы делали макеты будущих украшений в 3D?

Максимальное внимание уделяется работе с «реальными» макетами — из бумаги, пластики, проволоки и так далее.

Насколько важно уметь подать свою идею при создании коллекции? Подобрать моделей для показа, заказать качественную фотосессию, правильно выложить на витрине?

Работе над коллекцией уделяется огромное внимание. Каждый просмотр проходит с визуальной презентацией своей работы. Обязательна и описательная часть, в которой нужно рассказать о процессе создания, проблемах и сложностях, возникавших во время работы – ведь именно такие моменты показывают способность анализировать.

И речь вовсе не о фотосессии-витрине-модели. А о том, насколько органична твоя подача, насколько соответствует идее (в конце интервью можно увидеть больше иллюстраций с презентации выпускной работы Екатерины).

Екатерина представляет свою выпускную коллекцию на выставке Restless Futures в рамках London Design Week

Выпускники российских ювелирных школ нередко рассказывают, что колледжи и институты практически не готовят студента к будущей самостоятельной работе. Скорее, это подготовка к работе на предприятии. Как с этим в Англии?

Боюсь, что там с этим немногим лучше. Особенно если говорить о специфике колледжа Святого Мартина, а это — концептуальное ювелирное искусство. Работодателей в этой сфере найти очень сложно, именно поэтому там и учат быть максимально самостоятельным и независимым.

В целом, по вашим ощущениям, чем отличается подход к обучению на ювелирного дизайнера у них и у нас? 

«Там» — практика, основанная на  собственном опыте, в России – теория и следование канонам и правилам. В любом случае я всегда предпочту первое.

Что отличает в целом среду, в которой работают ювелирные дизайнеры в Лондоне, от нашей? 

Там просто люди свободней живут и творят. В этом все отличие.

Как обучение помогает вам прямо сейчас? Что оно изменило в вас? 

Лондон и Сент Мартинс помогли заглянуть в себя, понять и развить свои собственные мысли, идеи, возможности. Без преувеличения, такое образование именно открывает границы, в первую очередь, собственного сознания.

Что бы вы посоветовали начинающим ювелирам, которые обдумывают варианты качественного обучения ювелирному дизайну?

Нужно понимать, с какой целью ехать/идти учиться. Если это поиск себя, саморазвитие, то Сент Мартинс в этом поможет. Если задача получить технические навыки – лучше поискать другое место.

Чтобы представить себе наглядно, как может выглядеть презентация работы ювелирного дизайнера, мы попросили Екатерину рассказать о своем выпускном проекте и как он был представлен.

Показ по выпускному проекту «Fit Into»

В основу моего проекта «Fit into» (англ. «встроить», «вписать») легли личные истории взаимоотношений с людьми и окружающим миром, рассказанные при помощи ювелирного языка. Основная тема – физическое и эмоциональное «включение» в ситуацию, переживание и ощущение, показанное через призму семейных историй и человеческих отношений. Попытка передать область сослагательного и невысказанного через материальный объект.

У каждого объекта в коллекции есть предыстория, раскрывающая суть и область применения. Полифункциональность и возможность трансформирования объектов наравне с минималистичным набором средств и форм являются первоочередными в данном исследовании. Выбор материалов варьируется от никеля и латуни до серебра и золота.

Для защиты своей выпускной коллекции я представила зрителям сами предметы (украшения) и фотографии к ним. А кроме того — все скетчбуки и тестовые модели. Моя работа получила высший балл, фотография украшения Depression Is (Not) Opression (первое фото ниже) была помещена на обложку выпускного каталога. Сама коллекция выставлялась в рамках лондонской недели дизайна на выставке Restless Futures.

  

c7r3k3rU6Fo

  GzRUAC8M7r0

Все фотографии презентации выпускной коллекции Екатерины и пояснения к ним — по ссылке.

Где учат на ювелира и дизайнера — подборка школ | Работы британских ювелирных дизайнеров на «Неделе моды в Лондоне» | Ювелирная мода и тренды

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.