Круглый стол: в рамках выставки от Гохрана ювелиры поговорили с молодежью
17 февраля в Государственном историческом музее в рамках образовательной программы к выставке «Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России» прошел круглый стол ювелиров и молодых специалистов, организованный сообществом СМИР. Именитые ювелиры попытались объяснить, как оставаться ювелиром-художником в наше сложное время, а организаторы сформулировали, какие меры могли бы облегчить работу в профессии. О круглом столе рассказывает спикер события, главный редактор juvelirum.ru Ольга Кулейкина.
За круглым столом 17 февраля расположились спикеры: Эдуард Никитин, Дмитрий Саморуков, Владислав Глынин, Владимир Маркин, Николай Шаронов, Денис Арцинович и я, ваш главред Ольга Кулейкина (анонс события). Событие прошло в лекционной аудитории ГИМ и собрало более 70 участников. Организатором и модератором дискуссии выступило СМИР (содружество молодых искусствоведов и реставраторов) и его основательница Полина Симакина, директор музея при МФЮА.
Обратная связь до события
После анонса круглого стола (и сразу после рассказа о пресс-открытии выставки) мне на почту и в директ соцсетей поступили вопросы от тех, кто не сможет прийти на событие. Главной темой, волнующих подписчиков «Ювелирума», оказался конкурс Гохрана и подход жюри к оценке работ.
Единственный на данный момент государственный, от очень солидного организатора, конкурс «Россия. 21 век» по праву воспринимается как ведущий на данный момент отечественный конкурс ювелирного искусства. В условиях, когда у современных авторов практически нет мест для представления своих работ, уровень ожиданий от события возрастает. Плюс к этому, изучая сторонние фотообзоры и рассматривая работы при личных визитах в музей, авторы стараются взвесить, имеет ли смысл подавать заявки в дальнейшем, есть ли шансы и смысл.
Суммирую мнения:
- не всегда понятны критерии оценки работ по номинациям как по отсеву с этапов, так и за призовые места
- насколько важна новизна художественных и технических решений?
- нехватка коммуникации и пояснений от жюри, открытого диалога
- большое желание увидеть работы, допущенные на 2 этап, но не ставшие лауреатами
На пресс-открытии выставки звучало пояснение о важности разнообразия, о том, что было решено представить самые разные направления, жанры, регионы и ювелиры. Но тему критериев организаторы и жюри при общении с журналистами не уточняли. К сожалению, на круглом столе у нас не было возможности задать вопросы представителям Гохрана, и участники мероприятия сосредоточились на темах повестки.
Организатор круглого стола собрала также вопросы, полученные при онлайн регистрации. Среди горячих тем, волнующих начинающих специалистов, оказались такие:
- где учиться ювелирному мастерству (у нас и за границей)?
- в чем отличие иностранного художественного образования и есть ли гранты (тема образования за рубежом оказалась в числе популярных вопросов)
- что у нас происходит с конкурсами ювелирного дизайна, почему их все меньше и падает уровень?
- какие стартовые площадки сегодня есть для молодых специалистов?
- какие ювелирные ниши самые востребованные, как выйти на международный рынок?
- что считается современным ювелирным искусством?
- о чем никогда нельзя забывать, создавая работы? (философский вопрос, на который с удовольствием отвечали почти все спикеры)
- создание художественных произведений и «ремесленничество» как противопоставление путей развития
- как оформить провенанс для работы, добиться упоминаний у блогеров, и другие вопросы
Спикеры по возможности старались касаться вопросов в своих выступлениях, но успели затронуть не все.
Программа круглого стола
В начале мероприятия модератор Полина Симакина представила свое объединение СМИР и рассказала, что сообщество готово оказывать помощь молодым специалистам в поиске вакансий, выступая своеобразной биржей. Перед гостями мероприятия также выступил художник-камнерез, призер конкурса Гохрана «Россия. 21 век» (и ранее — призер конкурса «Серебряный Бабр») Алексей Зефиров, также выступила руководитель направления художественной обработки металла Горного университета в Екатеринбурге Валентина Кардапольцева. На круглом столе состоялась премьера короткометражного фильма о создании произведения художественной огранки по «Марсианским хроникам» Бредбери — фильм со своим участием представил художник-огранщик и участник выставки Гохрана Дмитрий Саморуков.
Выводы по итогам дискуссии
Разговор шел на разные темы и в целом скорее непросто. Мало вопросов из зала, но много желающих выступить. Возможно, сказался дефицит подобных открытых площадок последние годы, включая условия карантина. Попробую суммировать главные темы так, как я их услышала.
- Отрасль страдает от отсутствия согласованного внутри себя набора профессиональных понятий и терминов, касающихся стуктуры рынка, жанров и специализаций (и это одна из тем, которую считаю существенной я, и по которой я выступала). Из-за нехватки принятых определений возникают сложности по целому ряду направлений. Образовательные учреждения не могут четко коммуницировать, кого и для какой сферы они готовят. Абитуриенты затрудняются с поиском места учебы, выпускники не видят разнообразия опций выбора карьерного пути, в отрасли наблюдается дефицит определенных специализаций и проблемы с профильной квалификацией. Организаторы выставок и конкурсов смешивают понятия мастерства, искусства, дизайна, слабо ориентируются в современных течениях, авторах. Авторы не имеют четкого определения ниши, в которой хотят развиваться, потребителей вводит в заблуждение реклама и информация. Индустрия уникальна тем, что непонимание возникает даже на уровне базовых терминов — например, что включает в себя «ювелирное» (изделие, искусство), и это серьезная проблема, как подтвердили на мероприятии представители одного из учебных заведений Москвы.
- Большинство школ, готовящих специалистов в ювелирной сфере, не готовы налаживать связь с потенциальными работодателями — ювелирными предприятиями, дизайн-бюро, музеями, сми. Не понимают требований рынка, законов продвижения собственной марки. На сайтах вузов непросто найти разделы с описанием «ювелирных» профилей, еще труднее понять, в чем особенность и отличие данной школы. Государственные образовательные учреждения, кроме того, отстают от реальных требований разных инстанций, с которыми придется столкнуться выпускникам. Участники дискуссии приводили пример школу Шароновых, которая предлагает студентам готовый пакет документов для регистрации собственной марки — такой пример пока уникален. Вывод участников «стола» — предложить государственным школам заимствовать опыт Шароновых.
- Противопоставление «художник» и «ремесленник», так пугающее представителей отрасли («не достиг успеха, скатившись в ремесленничество»), во многом искусственно. Владислав Глынин предложил принять факт, что художник сегодня практически не зарабатывает (перестали работать те институты, которые поддерживали художников раньше). Самореализация в искусстве потребует от художника способностей обеспечить себя и семью за счет других навыков — как раз тем самым ремесленничеством. Поэтому вряд ли стоит так разделять эти пути. При этом, как заметил Эдуард Никитин, от художника тоже требуется «уметь работать руками» — вряд ли полноценным художником станет тот, кто не владеет базовой техникой рисунка.
- На круглом столе активную дискуссию вызвал вопрос, «сколько нам нужно художников» и «каждый ли способен им стать, либо с этим нужно родиться». Нашлись сторонники обоих подходов, при этом Николай Шаронов подтвердил, что школа успешно обучает всех, кто высказывает интерес, но не имеет навыков на старте. Все участники дискуссии сошлись на том, что часть проблемы решится при более грамотно выстроенной иерархии в образовании — техникумов с навыками мастерства и высших школ, растящих художника.
- В популярном и наиболее доступном сегодня для молодых специалистов карьерном пути — развитии ювелирной микромарки своими силами (своей независимой «норке», как выразился кто-то из спикеров), последние несколько лет активно идет выдавливание ювелиров за правовое поле. Росфинмониторинг, внедрение ГИИС ДМДК и подобные меры избыточного контроля лишают «новых дизайнеров» и доходов, и мотивации к креативной работе, об этом особенно четко высказался Денис Арцинович. Эдуард Никитин отметил: на Западе вы покупаете металл в собственность, и требовать отчитаться за его перемещение и использование так же странно, как требование отчета за условную «трату зеленой краски» к художнику.
- В индустрии наблюдается кризис достойных творческих конкурсов и выставочных площадок. Присутствующие согласились, что конкурс Гохрана заявил избыточные требования к художникам (наличие ИП, регистрация в ГИИС ДМДК), значительное число достойных художников-ювелиров не смогло заявиться на конкурс по этой причине, и в будущем желательно убрать непрофильное регулирование.
- При этом участники согласились, что прозрачность в критериях текущих конкурсов (включая Гохран) необходима и важна, но не поможет «взлету» молодых художников. Причина в том, что сегодняшние ведущие конкурсы чаще всего оценивает жюри из другой возрастной категории, часто не знакомые с творчеством молодых, не умеющие разговаривать на их языке, слишком консервативное во взглядах на искусство. В ходе дискуссии «круглый стол» пришел к выводу, что нужна молодежная секция от конкурса Гохрана с более комфортными условиями для начинающих специалистов, нужен, возможно, конкурс на базе учебных заведений, таких как Строгановка, и в целом отрасли жизненно необходимы отдельные стартовые творческие площадки для молодых специалистов.
- Не менее жизненно необходимо отрасли и профессиональное объединение, которое сможет отстаивать интересы ювелирных художников и дизайнеров перед государством, организовывать выставки и конкурсы, разрабатывать терминологию и выполнять другие требования для развития индустрии без постоянной опоры на государство.
- И, наконец, на вопрос, о чем же нельзя забывать, когда создаешь ювелирное произведение, был дан хороший ответ: не забывать о том, что ты это делаешь для людей. Дмитрий Саморуков напутствовал участников-начинающих специалистов: ничего не бояться и использовать шансы.
Победители конкурса «Россия. 21 век-2021» от Гохрана | Все новости ювелирной индустрии
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: