Какой на самом деле «типичный ювелир»? Эссе о ненужной токсичности

В начале марта две сотни ювелиров и ремесленников организовали телеграм-чат, где очень бережно стали помогать друг другу развивать свои микробренды. И я не поверила, узнав, что админ этого чата, геммолог, ювелир и психолог Алексей Туев, много лет вместе с Дмитрием Татауровым управляет крупнейшим в отрасли ВК-сообществом «Типичный ювелир». Многие отмечают, что «Типичный ювелир» отличается довольно-таки агрессивной средой, где популярен образ «крутого парня и спеца», а неопытные новички рискуют нарваться на резкий ответ свысока. Когда Алексей предложил посотрудничать с «Ювелирумом» в качестве автора, первое что мне пришло в голову — попросить разобрать вопрос атмосферы в сообществе. 

По какой причине в самом старом и «населенном» паблике для ювелиров сформировалась культура с оттенком токсичности? Почему расцвел культ образа «мачо» несмотря на факт, что в сообществе множество девушек? Что будет дальше? Алексей согласился попробовать ответить на эти вопросы, а заодно оценить, насколько подобная среда тормозит или, напротив, развивает профессию и сообщество. Ниже – текст Алексея специально для Ювелирума, который мы разбили на блоки, но редактировали минимально, стараясь сохранить характерный стиль автора.

Команда «Типичного ювелира»: Дмитрий Татауров и Алексей Туев

Кто эти люди?

Я сам уже долгое время размышляю о токсичной среде, но для начала, думаю, будет уместно пояснить, из кого состоит наше сообщество.

Про участников комьюнити «Типичный ювелир» (далее буду называть для краткости ТЮ) можно говорить много и долго. Все они разного пола и возраста, с разных уголков РФ, СНГ и даже стран зарубежья, что влияет на их образ мышления (даже, казалось бы, в двух городах-соседях, например Челябинске и Екатеринбурге, расстояние между которыми всего 200 км, люди, на мой взгляд, абсолютно разные, и смотрят на мир под разными углами). У нас есть те, у кого свой большой бизнес, есть представители крупных ювелирных брендов и федеральных сетей, есть мастера одиночки, и очень крутые, и начинающие. ТЮ по сути — это площадка для них всех, профессиональное пространство и место виртуальной тусовки причастных к ювелирной индустрии, нередко перерастающее в реальные встречи.

Истоки «ювелирной дедовщины»

Как формировалась атмосфера сообщества «Типичный ювелир»? Попробую дать ответ и как психолог, изучающий разные социальные девиации, и как мастер-ювелир с более чем 14-летним стажем, и главное, как сооснователь данного проекта. Сразу скажу: элементы токсичного поведения я наблюдаю уже много лет, и это своего рода следствие «синдрома мачо».

Что я имею в виду под синдромом мачо? В понимании социума мачо (исп. macho — букв. «самец») — агрессивный, прямолинейный мужчина, обладающий ярко выраженной сексуальной привлекательностью. В психологии «мачизм» определяется как синдром, для которого характерны сверхуверенность в своих наличных и перспективных возможностях, устойчивое чувство превосходства по отношению к окружающим, циничное отношение к социальному окружению, завышенная самооценка и сниженная самокритичность. Именно синдром мачо мы можем наблюдать у большинства «мамонтов» ювелирного ремесла.

Справедливости ради замечу, что не у всех этот синдром проявляется, но у большинства — да. Откуда же он берется?

  • Наш отечественный менталитет. Достигший определенного уровня индивид нередко мнит себя лучше и выше других. Образ мышления выражается через фразы «я всего добился своим трудом, теперь ваша очередь пострадать»; «я молодец, а ты «рукожоп» (забывая всегда о том, что сам когда-то был «рукожопом»). Когда добился статуса, уважения, лавров – то автоматически тебе, как королю, «все должны», своего рода нарциссизм через призму признания.
  • Конфликт поколений. Более старшие и опытные поучают более молодых, как и было всегда. Но здесь ещё примешивается неспособность «старых» принять нововведения «молодых», например, в части вопросов повсеместного внедрения 3D в ювелирные технологии (порой я и сам грешу таким отношением).
  • Страх остаться не у дел. «Вот молодые все делают быстро, у них куча клиентов, маркетинг, технологии, а мы все руками, все руками».
  • Зависть. Да-да! Как бы это ни звучало абсурдно – опытный завидует новичку! — зависть перед успехами в плане развития и заработка молодыми, динамичностью, активностью молодых. «Старики» не успевают за тенденциями и трендами
  • Интернет-искажение. Популярное сегодня онлайн-общение (комментарии в соцсетях, беседы, чаты) зачастую обезличено, это плохо влияет на взаимопонимание между всеми участниками в одной общей беседе. Это, пожалуй, одна из основных причин негативной коммуникации в интернете в принципе.

Несколько обесценивающий комментарий под публикацией в аккаунте Дмитрия, где он говорил об итогах одного из конкурсов ювелирного дизайна

Комментарий, говорящий о том, что представления комментатора единственно правильные

Нравоучительные комментарии под фотографиями работ победителей в номинации «Ювелирные эскизы» конкурса «Битва ювелиров»

Немного о кумирах

К указанным выше причинам, мне кажется, примешивается еще и некое «кумиротворчество»: «вот он крутой, куда мне до него». Кумиротворчество как процесс – вполне естественный для человека, особенно творческих профессий. Но если переборщить с превознесением какой-то личности, создается «эффект маяка». Некто становится «маяком», на свет славы которого начинающие ювелиры стекаются как мотыльки, мол, смотрите, он добился, и мы хотим также. Замечательные стремление и тяга к росту, но есть тревожный момент. Начинающий, еще неокрепший мастер (вне зависимости от гендера) осознанно или нет стремится быть похожим на своего «маяка», теряя себя, свою самость, свою самобытность. А одна из целей ТЮ – формировать и индивидуализировать мастерство каждого, взращивая в здоровой профессиональной среде молодое поколение мастеров.

Личное мнение

Когда группа «Типичный ювелир» стала набирать популярность и расти, тут и началось то, что мы наблюдаем сейчас – попытка более опытного ювелирного братства доминировать над более молодым, пошли разнообразные конфликты.

Каждый раз наблюдая в комментариях, как «мамонты» критикуют работы «юнцов», зачастую не конструктивно и токсично, во мне сразу все ощетинивается и напрягается. Практически всегда я встаю на защиту молоды и юных. Почти органически не приемлю доминирование, стеб и диванную критику, которая в большинстве своем прорастает в любом паблике.

Все очень просто: никто не приходит в мир сразу со штихелем и бормашинкой в руках, никто не рождается мастером. Мастерство и талант можно развить у ЛЮБОГО! Я глубоко убежден, что воспитать и передать свой опыт молодому поколению надо так, чтобы тебя превзошли как учителя. Зачем вообще нужны знания, если ими не делиться? Забрать их с собой? Что ты оставишь после себя как мастер, какое наследие? Изделия? Кому они будут нужны, если не будет нового поколения мастеров, способных превзойти учителя, создав новое с опорой на прошлое? Это крутая своеобразная конкуренция, которая заставляет расти, двигаться, шевелиться в том числе самих «учителей», мотивируя их на развитие и выход из «зоны комфорта».

Типичный лидер

Несколько слов про акцентированно «суровый» образ и личность Дмитрия Татаурова (основатель сообщества «Типичный ювелир» — примечание Ювелирума). С Дмитрием мы друзья и коллеги, но я буду беспристрастен.

Дмитрий — потомственный ювелир, и любовь к прекрасному у него уже в четвертом поколении. Кто помнит то время (2011-2012), тогда в вконтакте рождались целые серии групп с названиями вроде «Типичный кузнец», «Типичный мастер», «Типичный бусодел».  Тогда все это было на уроне прикола, мы в шутку называли друг друга «ну ты типичный ювелир прям» или «ну ты и ювелир, типичный!» И Дмитрий просто взял и сделал группу для коллег, которую назвал «Типичный ювелир».

Но суть даже не в этом. Тогда ни он, ни я, вообще никто не мог подумать, что группа по интересам с шутками и прибаутками превратится в (без пафоса) один из крупнейших на сегодня в РФ и СНГ медийных ювелирных проектов, куда входят комьюнити во вконтакте и других соцсетях, магазин ювелирных инструментов, площадка для конкурсов, лекций и мастер-классов.

В тот же год Дмитрий пригласил меня в админы группы, и мы принялись строить проект. Бесплатно (как, впрочем, и сейчас) писали ювелирные рецепты, советы, отвечали на вопросы, делились разным контентом, включая переводы и адаптацию информации с зарубежных сайтов.

Сегодня это огромная машина, а Дмитрий Татауров – лицо ТЮ. Выбранный им маскулинный, с легкой агрессией образ на аватарке и фото помогает транслировать ощущение человека, на которого можно положиться. Но в жизни Дмитрий Татауров, по общему суждению, очень общительный, добрый и справедливый в делах и суждениях.

Скриншот из аккаунта Дмитрия Татаурова в соцсети

Что дальше?

Сообщество «Типичный ювелир» мы хотим развивать и видим его амбициозным, глобальным, поддерживающим отрасль проектом. По сути, ювелирным центром, куда войдут, например, своя ювелирная школа и свое производство. Конечно, для этого нужно бороться с токсичной средой. Агрессию в общении, негативное отношение к личности и творчеству «молодых» со стороны «старых» мы как админы стараемся пресекать, как и любые конфликты, обманы, мошенничество. Я лично веду диалоги с людьми, провожу анализирую группы, и даже провожу психодиагностику общей социальной экосистемы.

Что еще можно сделать? Ввести более жесткие правила поведения на виртуальных (и реальных) площадках проекта, оформить Устав, удалять из общения «токсиков», поддерживать молодых и талантливых. В общем, все то, что планировали изначально.

Подытожу

Проявления «мачизма» несут регрессирующее воздействие на ювелирную отрасль. Ювелиры, мастера – прежде всего творцы, и в наших силах создать для таких творцов целостное положительное профессиональное пространство для общения и взаимодействия, чтобы им хотелось и моглось творить и созидать

Об авторе

Алексей Туев

Сооснователь одного из самых крупных ювелирного медиа — проекта Типичный Ювелир.

Мастер-ювелир, эксперт-геммолог, психолог. Отвечает за развитие и атмосферу сообщества «Типичный ювелир».

Ювелирный стаж более 14 лет. Занимается исследованием и возрождением древних ювелирных ремесел. Как художник-ювелир участвует в выставках и конкурсах. Ведет блог, пишет и переводит статьи на ювелирную тематику. Занимается популяризацией геммологической науки.

Прочитать статьи Алексея

Чтобы попасть в телеграм-чат Клуб ремесленников «Металлический кустарник», напишите Алексею Туеву

Все события оперативно — в телеграм-канале Ok, juvelirum!

Неювелирная ювелирка | Как устроено | Явления

Поделитесь статьей с друзьями

Комментарии
  • Irsan
    • juvelirum
  • Andry_jo
    • juvelirum

Добавить комментарий для juvelirum Отменить ответ

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.