Есть ли в России «Современное ювелирное искусство»? Репортаж с конференции
Вчера, 23 ноября, в конгресс-центре Торгово-промышленной палаты состоялась III ежегодная ювелирная конференция «Современный рынок роскоши и ювелирного искусства» (наш анонс). К сожалению, мы не смогли принять участие в этом, как многие считают, знаковом событии. Но зато можем поделиться впечатлениями одного из участников, искусствоведа Натальи Виноградовой, чьи лекции об истории российского ювелирного искусства мы не так давно анонсировали.
Наталья опубликовала в недавно открытом личном блоге «Broche» обзор итогов конференции под заголовком «Время перемен». По ее мнению, конференция оказалась событием, показательным для современного состояния дел в ювелирной отрасли.
«Рынок роскоши» есть, но маленький
Конференция продлилась полный день и состояла из нескольких «дискуссионных панелей», первая из которых называлась «Современный рынок роскоши».
По данным Натальи, записанным по ходу выступлений, «российский рынок роскоши занимает 10 место в мире, 5 место в Европе и в 10 раз меньше рынка США. Общий объем российского рынка роскоши в 2014 году составлял 171 млрд долларов, при том фактически он приходится всего на два города (60 % — Москва и 16 % — Петербург). Кроме того, если рынок автомобилей в России составляет 57 млрд долларов, рынок недвижимости – 150 млрд долларов, то рынок ювелирных украшений — всего 5 млрд долларов».
«Современное ювелирное искусство» выступавшие определить затруднились
Вторая дискуссионная панель называлась «Современное ювелирное искусство и арт-рынок». По словам Натальи, эта часть конференции прошла менее уверенно.
«Первой фразой после оглашения темы дискуссионной панели, было замечание господина Кингсли (прим. — руководитель организационного комитета конференции), касающееся самого названия дискуссионной панели. «Вот такое странное название», — сказал он. Уже в этом ощущалось некоторое недоумение по поводу смысла здесь говорить об искусстве. Этот комментарий стал как бы главным лейтмотивом, который прослеживался на протяжении всего обсуждения».
«За первым же вопросом «что такое современное ювелирное искусство» последовала тишина… Было полное впечатление, что никто из присутствующих не знает ответа на этот вопрос.»
Далее участники дискуссионной панели перешли к привычной теме восхваления русского ювелирного искусства, не менее традиционно приводя в пример достижения Карла Фаберже. Однако, по мнению автора обзора, они затруднились определить преимущества русской школы, упоминая лишь «высокий уровень мастерства», не менее свойственный и иностранным школам.
Другими темами обсуждения в этой части стали попытки разграничить «авторское» и «брендовое» ювелирное искусство. Дискуссия коснулась и материалов, из которых изготавливаются украшения. Участники подчеркивали разницу между «ювелирными изделиями» и бижутерией» — то, что не имеет такого четкого разделения на Западе, но считается важным у нас.
Несмотря на то, что вопросы «специфики современного ювелирного искусства, мировых тенденций в ювелирном искусстве и определения места в общемировом контексте русской школы» так и не стали темой прошедшей конференции, Наталья все же видит в ее итогах определенные плюсы. По ее мнению, «многие проблемы были высказаны, осознаны и признаны. А это уже не так мало на пути к изменениям. Также позитивным, думаю, является и сам факт проведения конференции, постепенное стремление к открытости такой замкнутой области как ювелирное искусство».
Читать репортаж полностью: brocheblog.wordpress.com
Об авторе репортажа:
Наталья Виноградова — научный сотрудник Государственного исторического музея, хранитель фонда украшений и бижутерии XVII – XX веков, а также аспирант Государственного института искусствознания. Другие статьи автора можно будет, по ее словам, найти в блоге brocheblog.wordpress.com, который будет посвящен будет посвящен истории украшений и аксессуаров, а также современным тенденциям в этой области.
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: