«Дымка прошлого и дым настоящего». Работы с выставки «Тонкая нить», Ростов-на-Дону

Вчера завершилась первая в истории Ростова-на-Дону выставка концептуального ювелирного дизайна «Тонкая нить» (21-23 октября 2022, ЦССИ «Макаронка», наша новость). Темой выставки стало переосмысление русской идентичности в условиях текущего времени. Конкурсный отбор прошли 28 авторов из 10 городов. В нашем обзоре — фотографии работ, участвовавших в проекте, и аннотации напрямую от авторов.

«Тонкая нить» — первый кураторский опыт ростовской художницы и ювелира Анны Червонной, знакомой нам в качестве автора и участницы других выставочных проектов (например, Броши от Иначе, Петербург, в 2021, Образ и Форма-2018, Петербург, Красный прилив, Владивосток в 2021). Опыт однозначно удачный, совпали очень непростая, но откликнувшаяся многим тема (кто мы сегодня как нация — одна из самых важных и мало осмысленных на настоящий момент), место (просторный и современный зал «Макаронки»), качественно проведенный кураторский отбор. На выходе — впечатляющая экспозиция с минималистичной, но «говорящей» подачей (рубашка всегда ассоциируется с искренностью и простотой выражения), и очень личными, отрефлексированными работами, большинство из которых было выполнено авторами «по горячим следам», в 2022 году.

Специально для «Ювелирума» Анна Червонна коротко обобщила свой опыт организации выставки:

«Нужно всё проанализировать и собрать более чёткую статистику, но уже сейчас понятно одно — проект стоит продолжать и именно в региональном формате. Многие посетители искренне радовались и недоумевали, что кто-то готов делать что-то необычное в Ростове.

Скажу честно, было очень много проблем и недочётов на всех этапах работы, я часто думала о том, чтобы все свернуть, но рада, что дошла до конца и делала так, как считала нужным и правильным. Участники поверили в меня и предоставили свои работы для открытой экспозиции. Это рискованно, но мне было принципиально важно убрать барьер в виде классических витрин. Поскольку все работы были «как на ладони», нужно было поддержать идею открытости высказывания, поэтому все присланные тексты я практически не редактировала, только немного сокращала. Они все написаны от первого лица. Посетители говорили, что создаётся ощущение общения с художником напрямую. Понравилась краткость изложения, зритель не уставал от обилия смыслов и информации. Посетители подходили и благодарили за выставку, потому что почувствовали, что не одиноки в своих переживаниях о том, что сейчас происходит.

Из приятного и неожиданного — у нас случилось несколько продаж после выставки! В будущем буду думать, как упростить покупку и сделать ее максимально удобной. У меня не было каких-то конкретных ожиданий от выставки, была только одна цель — сделать максимально качественно, насколько можно в данный момент. И посмотреть на реакцию. Была неожиданно мощная поддержка от людей, которые не подозревали, что украшения могут быть настолько сильным высказыванием, могут задевать самые тонкие струны. Также хочется отдельно поблагодарить наших лекторок, Александру Павловскую (Москва) и Ольгу Софину (Ростов). Саша меня очень поддерживала все время работы над проектом и даже собиралась приехать. Но, к сожалению, заболела, и мы провели видео-трансляцию лекции. Это очень трогательно, что кураторки проекта «9 марта» меня так поддержали, когда поддерживают коллеги, это дорогого стоит. Мне хотелось привлечь лекторов из Ростова, и Ольга Владимировна с радостью предложила свою помощь. Она специально для проекта провела исследование темы и рассказала о самых необычных проявлениях ювелирного искусства 20 века. После каждой лекции была очень живая дискуссия, и мы ещё много говорили. Можно сказать, что практически все шло не по плану, но тем интереснее получился проект в итоге».

Ну а теперь — полный обзор работ, представленных в экспозиции.

Александра Мартыш (Macondo Craft), Новосибирск. Темный омут, 2022

https://vk.com/macondocraft

Подвеска про скрытые и забытые корни. Кости, едва видимые сквозь толщу воды или сквозь слой растрескавшегося льда. Алёнушка, так и оставшаяся на дне пруда, бранное поле, постепенно уходящее под землю. Я привязана к земле, где рождались и умирали мои предки чем-то вроде генной памяти. Память в костях. Даже если осознанных воспоминаний у меня не так много. В подвеске много архаичного по форме — крупная цепь, грубоватое исполнение, тёмная патина. И вместе с этим — современное: необычная двухслойность и объём. Игра, делающая череп в нижнем слое почти фантомом.

Анна Кострюкова (kostra.design), Санкт-Петербург. Мини-коллекция колец в русском стиле из фарфора, 2021-22

https://vk.com/kostra.design

Сейчас, когда люди растеряны настолько, что порой готовы отречься от своей национальной идентичности, своего культурного кода, я стремлюсь воссоздать в своих работах те символы русской культуры, которые ассоциируются у нас с детством и состоянием счастья. Возможно, такое обращение к подсознательной памяти сможет поддержать человека в сложный момент и пробудит веру в силу добра и справедливости.

Анна Терещенкова (ANNAOLEGART), Санкт-Петербург. Серия брошей «Телезрители», 2022

https://vk.com/annaolegart

Благодаря активному просмотру пропаганды в телевизоре, большое число наших граждан частично потеряли человеческий облик. Хотелось бы попробовать осмыслить это процесс и результат.

Ирина Боголюбова (BOGEIRA JEWELRY), Казань. Брошь «Буква», 2022

Язык – одно из прекраснейших творений человечества. То, как он существует, развивается, меняется, завораживает и вдохновляет меня. Язык многогранен. Он звучит и пишется. Он несёт в себе смыслы, чувства, знания, отражает действительность, показывает характер народа. Русский язык красив и многообразен, он — насыщенный и яркий. И, на мой взгляд, самая живая, самая эмоциональная буква русского алфавита— это буква «Ё». Судьба этой буквы непроста и переменчива. Появилась она в конце 18 века (до этого времени звук обозначался двумя буквами). Она долго не могла найти своё место в алфавите. В середине 20 века её написание официально признали обязательным. С тех пор поменялось многое, и сегодня в её использование вносят коррективы. В клавиатуре компьютера для неё есть отдельное место слева, а в телефоне она слита с буквой «Е». Такая буква.

Валентина Григорьева (terlisiya), Москва. Русские сезоны, 2021-2022

Наблюдая каждый год как из-под снега появляются первоцветы, как на востоке и на западе распускаются одни и те же цветы, сообщая о своём возрождении, хочется верить, что тонкая нить связующая нас сквозь пространство и время не порвётся. Что клубочек продолжит катиться по жизненному пути. По законам природы цикл года делится на 4 сезона — весна, лето, осень, зима. И для каждого из них было выбрано растение символ, которое должно быть знакомо каждому жителю нашей огромной страны. Оно должно быть таким исконным, узнаваемым с детства. По милым букетикам для мамы, по запахам спелых плодов, по праздничному настроению.

Варвара Козлитина (varvarino jewel), Ставрополь. Коллекция «Жемчужные берега», 2022

https://vk.com/varvarino_jewel

Считается, что жемчуг был первым драгоценным камнем, известным человеку. Первые упоминания о жемчуге на Руси датируются 10 веком, но своего расцвета этот промысел достиг в 16-17 веках. Жемчуг по праву считался тогда исконно русским украшением. Ценился очень высоко и за его красивый цвет, и за форму, особенно «скатный жемчуг», идеально круглой формы и очень гладкий – «на блюдечке не стоит на месте». Что только ни украшали на Руси жемчугом – кокошники и сарафаны, подвенечные уборы, сёдла, оружие. Жемчуга добывали так много, что даже женщины из бедных семей могли позволить себе купить бусы. В моей коллекции я предлагаю новое прочтение: совмещение современных и аутентичных, немного грубоватых форм с белым жемчугом с отсылкой в детство – советская лошадка-качалка, звезды, цветы с поля, тот самый кокошник.

Вера Колесникова, Пермь. Кокошник «Время, назад!», серьги «Родина», 2022

Россия, где я родилась и прожила большую часть жизни — в прошлом. Остались образ и семейные ценности как неотъемлемая часть меня. Кокошник обращен назад. Серая ткань — дымка прошлого и дым настоящего. В центре Кремль, вырезанный из оргстекла в цехе, которым руководил мой дед 45 лет назад. Идея сделать серьги, вдохновленные монохромностью и графичностью березы, у меня появилась давно. Красивое и символичное дерево в современном контексте не может оставаться черно-белым.

Евдокия Кагирина, Москва. «Шепот о доме», «Сайдинг души», 2021-2022

«Шёпот о доме». Находясь дома, мы иногда не замечаем самых простых вещей, будь то осенний листок, упавший на черный мокрый асфальт, или маленький цветок под ногами. Это серия о родном крае, который всегда с тобой в твоем сердце, даже когда ты находишься далеко от дома. «Сайдинг души». Иногда мы хотим спрятать в себе свою идентичность, свой внутренний мир, своё происхождение от чужих глаз под неприметными, дешёвыми материалами. Это брошь об истории русского человека, который намеренно прячет свою глубокую душу, облицовывая ее дешёвым пластиковым сайдингом.

Елена Новикова (NVKV_jewellery), Санкт-Петербург. «Обереги» и «Коники»

Оберег — предмет, оберегающий человека от вреда, от всего злого, помогающий и приумножающий. В эпоху перемен сам человек должен стать оберегом для культуры и традиций своего народа. Серия «Обереги» выполнена из обожженной древесины дуба и металла (латунь, мельхиор). Металлическая накладка имитирует орнамент Древнерусской обереговой вышивки. Продолжением этой серии стала серия колец-коников. Кольца вырезаны из древесины акации, по форме напоминают старинную детскую игрушку-лошадку. Украшены латунными накладками с отголосками вышивки. Эта серия о преемственности поколений.

Елена Потехина (potehechas_jewellery) и Семен Старов (morevsoli), Симферополь и Муром. «Денница», «Вечерница», «Заря», «Луна и солнце», 2022

Время нестабильности не останавливает желание авторов созидать. Оно открывает двери к внутреннему свету во тьме. Кто-то погружается в страх и мрак, а кто-то находит в себе силы окружать теплом и заботой мир вокруг себя. Размышления по поводу дуальности перемен и цикличности истории вложены в работах Семёна и Елены, воплощённые в образы Солнца, Луны и Звезд.

Игорь Рычков (КатяраИгоряра), Екатеринбург. Серия брошей «Все идет по плану», 2022

Жизнь течет и стремительно меняется, окружающий мир за мгновения рушится и эти изменения безвозвратны, земля уходит из-под ног, и когда она вернётся, непонятно. Многие творцы, художники и мыслители не представляют себя в новом мире, боятся неизвестности и неопределенности. У многих руки опускаются от осознания действительности… У меня все наоборот: для меня работа с металлом — это эксперименты с формой, фактурой и пространством. Я уверен, что металл меня не подведет и будет всегда таким же. Он стабилен. Что бы ни случилось, он останется прежним. Ничто не сможет изменить это.

Семен Старов (morevsoli), Муром. Серия колец-кокошников: «Марья Моревна», «Снегурочка», «Царевна Несмеяна», «Василиса Прекрасная», «Варвара-краса, длинная коса», «Царевна лягушка», 2022

https://t.me/morevsoliart

Вдохновением послужили традиционные головные уборы — кокошники. А в основе концепции заложено некое соотношение уязвимости и силы. Размышления о том, что искренность и открытость не тождественны слабости, а являются доказательством воли, смелости и красоты. В любые времена, и тем более в трудные, честность — это крепкая основа, на которой строится фундамент человека и человечности. Эти кольца являются эстетичным воплощением стойкости духа.

Ксения Хацко и Алексей Рогов (LOM), Виталий Аксенов, Москва. Архетипы, 2022

https://vk.com/lom_history

https://t.me/aksenovdesign

Коллаборация графического дизайнера Виталия Аксенова и бренда исторических украшений LOM. Бренд создает украшения, которые максимально точно или в важнейших деталях воспроизводят подлинные исторические артефакты. Для этой коллекции были отобраны украшения разных эпох, яркие образцы моды прошлого. Мы убрали орнаментику, сюжеты и образы, оставив базовую форму украшения, саму его суть с точки зрения дизайна. Убрали все переменные, оставив стабильное. Архетип.

Мария Миронова (sigrila), Москва.  «Б – берёза/буква/брошь», 2022

https://vk.com/sigrila

Согласно исследованиям психолингвистов, язык, на котором мы говорим (и в особенности думаем), влияет на то, как мы воспринимаем мир. Это проявляется уже на первых этапах освоения языка, с раннего детства. Комплект брошей для проекта «Тонкая нить» я оформила в виде странички из букваря – возможно первой книги, которую ребёнок пробует прочитать сам. Букве «Б» соответствует «Берёза», символ страны в русской культуре. Филигранная буква снимается с берестяной основы и может использоваться как отдельная брошь. Как бы мы ни были далеко от родных берёзок, мы берём с собой свой «внутренний» язык, на котором мы думаем. И связаны с родиной и друг с другом теми особенностями нашего мышления, которые он в нас сформировал.

Ольга Айдина, Москва. Самое дорогое, 2022

Ладанка с торфом — исследование связи человека и Родины. Работа представляет собой изображение традиционной ладанки (ковчежца) для святых даров на нитке речного жемчуга. В таких «контейнерах» хранят самое дорогое — священные реликвии, локон любимого ребенка, кусок материнского платка. Но внутри моей ладанки — кусок торфа с малой родины (мое детство прошло на бывших торфяных разработках). Торф родится в земле. Он неотъемлемая, пусть и невидимая часть того места, где я выросла. Торф — топливо, он дает тепло, горячую еду, жизнь. Но есть еще и торфяные пожары, которые могут в один момент уничтожить человека, его дом и семью. На мой взгляд подобный дуализм как нельзя лучше иллюстрирует текущую ситуацию, мое в ней присутствие и самоощущение.

Ольга Облезина, Калининград. Локация, 2022

https://vk.com/botanicolla

Работа сложилась из кусочков моего видения современного человека. Мир стал более космополитичный, если ты русский — это уже не традиции, а попытка соответствовать европейским стандартам. Бирка в центре требует вписать только координаты (точку на карте). Попыталась вычленить из современного, рядового человека его первоочерёдные интересы: нужна постоянная связь (провод от зарядки), недорогое общение (симка в центре и 5 рублей). Сейчас замечаю, что главным становится дизайн, а не драгоценные или натуральные материалы (цепочка из искусственного янтаря и жемчуга). Пробковые края бус — затычки в уши, каждый сейчас погружён в свой внутренний мир, заткнул уши и пошел дальше.

Полина Шумкова, Санкт-Петербург. Окна, 2020-22

https://vk.com/warmshadows

Я много задумываюсь о том, что такое для жителя Санкт-Петербурга (большого эклектичного города и оплота культуры) русская идентичность. В этом году этот вопрос стал ребром. Ответа я не дам, но могу зафиксировать состояние. Это большая важная любовь: тяжелая, запутанная и теперь запретная. Ее хочется подлатать, сохранить, обнять, понять и не смотреть на нее одновременно. Трепетно отношусь к архитектуре. Это – время жизни, отпечатанное в форме. Поэтому на покинутый дом бывает смотреть страшнее, чем на тело. Я решила сделать броши на сердце. Что может побудить человека избавиться от окна – объекта, пропускающего воздух и свет, позволяющего видеть небо и смену времен?

Софья Брянцева (SOF-JEWELLER), Екатеринбург. Пуговки, 2019

https://vk.com/sof_jeweller

Наиболее подходящим украшением к теме русской идентичности я нахожу пуговицы. Вдумайтесь в название. Эти застежки использовали не для скрепления частей одежды, а для отпугивания злых сил от человека. На Руси эта функция пуговицы долгое время оставалась основной. Пуговица была оберегом, «пугалкой». Такие пуговицы пришивались к одежде без петли и не имели утилитарной функции. Со временем изменился крой одежды, и пуговицы стали предметом роскоши. Количество пуговиц, их материал и вид сообщали о статусе и материальном положении человека. Каждая пуговка состоит из нескольких одинаковых частей сложенных разными способами. Такой способ сложения из одинаковых элементов напоминает лемех. Также мои пуговицы визуально похожи на коробочки и семена растений. Пришитые на одежду, они выглядят, как если бы вы вернулись с прогулки в поле и к вам прицепились колючки.

Татевик Карапетян, Москва. Часть целого, 2022

https://t.me/tatevikupcycling

Я армянка и живу в России почти 20 лет. Являюсь ли я частью России? И да и нет! Принимает ли она меня? И да и нет! И это очень сложное переживание длиною в 20 лет (в жизнь). В размышлении о нем и появилось это украшение. Быть частью, но не целым. Быть частью, но всегда выделяться. Быть частью, но не своим. Лоскутный гобелен, как символ переосмысления старого и объединения. Пластины из каймы разных тарелок, говорящие о различии людей, культур, религий, существующих в России, живущих рядом, являющихся частями, но не целым. Как «зерна» в чётках, можно перекидывать, перебирать и думать.

Юля Анисимова (BEREGA), Москва. Коллекция «Ручная работа», 2021-22

https://beregaclothes.ru/

В деревне ручная работа — естественная ежедневная необходимость. Потребность людей обеспечивать себя самостоятельно более трудозатратными способами, чем в городе, заставляет думать о необходимом количестве ресурсов, материальных и физических. А ограниченность этих ресурсов повышает культурную ценность окружающих предметов. Украшения berega остаются очень трудоёмкими. Традиционная техника вышивки не подразумевает её упрощения. Текстура изделия получается уникальной как раз из-за соблюдения технологии, а также времени на её создание, мастерством вышивальщицы и доступностью используемых материалов. Berega – от слова «беречь», «бережный», это история о бережном отношении к хрупкой памяти, культуре и природе Русского Севера.

Анна Червонная (CHERVONNA.JEWEL), Ростов-на-Дону. Мирное небо, 2022

https://t.me/chervonnajewel

Безоблачное небо, сжатое в тугое кольцо колючей проволокой из драгоценного металла — аллегория «золотой клетки», в которой золото уже утратило свой внешний вид и остался только замкнутый металлический каркас, удерживающий на месте..

Олег Тихомиров (ANNAOLEGART), Санкт-Петербург. Подвеска и брошь «Высокое напряжение», 2022

https://vk.com/annaolegart

Несколько лет назад я слушал интервью композитора Софии Губайдулиной. На вопрос «Почему так изменился мир?» она говорила об огромном перенапряжении в мире. Электрическое высокое напряжение также коробит, деформирует металл. Для меня дьявол всегда ассоциировался с технократическими формами.

Светлана Квашнина (KORSO), Санкт-Петербург. Серьги «Незабудки», «Хризантемы», «Орхидеи», 2022

https://vk.com/korso_j

Цветы – олицетворение хрупкости, нежности и цикличности жизни. Вне зависимости от событий цветы будут расти, распускаться и увядать. Автор повторила популярные в России цветы в вечном и космическом титане. Хризантемы, орхидеи и незабудки отражают то незыблемое и одновременно хрупкое, что есть в нашем мире.

Светлана Неужели, Ростов-на-Дону. Броши «Соположения», «Факел», 2022

https://vk.com/thebeadles

Человек сейчас окружен самыми разными предметами, идеями и смыслами. Они все имеют свой контекст и историю. Но человек берет их и организует в мозаику, в композицию, руководствуясь при этом своими эмоциями и ассоциациями в большей степени, чем первоначальной функцией. Тем самым человек вдыхает жизнь, одушевляет полученный результат, придает ему новое качество, которого не было у исходных компонентов. Это новое качество — своего рода слепок психики человека. И этот процесс про жизнь и преодоление обстоятельств. Как у Даниила Хармса — «Жизнь победила смерть неизвестным для меня способом».

Татьяна и Наталья Тарасовы, Санкт-Петербург. Кольцо «Ра», 2022

Солнце опустится и поднимется снова. Даже за самыми тёмными временами наступает рассвет.

Татьяна Куликова-Коршикова (KERKO), Санкт-Петербург. Остались линии, 2022

https://vk.com/kerko_glass

Как человек, который никогда не хотел эмигрировать, я внезапно задумалась — что чувствуют те, кто уехал и те, кто остался, но чьи близкие уехали. Мне стало казаться, что сейчас не осталось в нашей стране тех, кого не коснулась связь с эмиграцией за последние 100 лет. А в этом году цикл повторяется. И я думаю, это сильно отразится на нас и на нашей культуре. Остались линии — работа про мое ощущение оставшейся. Тонкие красные нити — связь с семьей и близкими, которые уехали. Каждый овал сделан из расцарапанного стекла. Обычно пламя как время, сглаживает все неровности, но тут следы как след от потери. И пусть стекло гладкое наощупь, царапины останутся навсегда.

Все ювелирные события | Все публикации по тегу ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.