Что думать о нетрадиционных материалах: итоги «круглого стола» в Академии художеств
С вами Ольга Кулейкина, главред. Немного о том, что было на вчерашнем Круглом столе, в Академии художеств на Пречистенке 21.03 (наш анонс).
Полное его название — «Нетрадиционные материалы в авторском ювелирном искусстве как стилеобразующий фактор, отражающий актуальные проблемы современного художественного видения». Как видите, название не ставит вопросов, и выглядит как доклад. «Круглый стол» и был серией интересных докладов, по крайней мере первые 3 часа что я там была. Честно говоря, теперь я сбита с толку определением «Круглый стол» — для меня это все же дискуссии, споры и поиск ответов.
Надеюсь, организаторы скоро выложат на сайт Академии художеств видеозапись. Вести прямой эфир мне показалось неудачной идеей — гулкий звук в огромном помещении с колоннами, мелкая картинка с экрана со слайдами.
О докладах
Ирина Перфильева сделала обзор использования нетрадиционных материалов в ювелирном искусстве (Россия и Европа, 20 век до 21-го). Галина Габриэль наглядно, на сравнении показала одни и те же нетрадиционные материалы в античных украшениях и современных работах (например, волосы). Был доклад о фотографиях как элементах украшений. Рассказ художников-ювелиров Алексее и Наталье Петровых об их объемных брошах и браслетах из бумаги. Листы в их работах не склеиваются, только связываются, авторы провели аналогию с живой клеткой, и системой клеток = организмом). Екатерина Ермакова рассказала о новых украшениях Востока и как ювелиры переиначивают традиции — украшения из «одежных мат-лов» — войлока, шелка. Наталья Тарасова и Анна Терещенкова представили выставку GOODWOOD (к сожалению, не смогла быть до самого конца).
Прозвучавшие мысли, которые, мне кажется, характеризуют ситуацию
- Все нетрадиционные материалы — в прошлом вполне себе традиционные, кроме новых материалов, изобретенных в результате научно-технического прогресса.
- Любые материалы — это выразительные средства художественного языка и символические смыслы, но иногда — вынужденная потребность (пример — Россия после революции, когда ювелиры были отстранены от драгметаллов).
- Мы входим в новую эпоху, когда может отпасть необходимость ювелирных фабрик (3d технологии, печать в нужных людям количествах) — Андрей Гилодо.
- При смене визуальных форм, суть и функция искусства сохраняются.
- Границы авторского искусства сейчас очень расплывчаты (Г.Габриэль). Стало трудно делать отбор для выставок — выбирать интересный концепт или высокий уровень мастерства?
- Новая роль потребителя как ко-созидателя и инфлюэнсера (экологичность, утилизация, минимализм и тд.) — Ольга Боброва.
- Возможно, будут создаваться материалы специально под ювелирные идеи.
- Диктат концепта ведет к риску утраты навыков мастерства.
- Риск «формотворчества» и «дестилизации» ювелирных работ.
Еще немного авторских работ из нетрадиционных и традиционных материалов (2002)
Все публикации в рубрике Слово главреда
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: