На грани: фотообзор выставки художественного стекла в Царицыно
С 18 марта 2023 по 25 августа 2024 в московском музее-заповеднике «Царицыно» проходит выставка отечественного художественного стекла (наш анонс). «Ювелирум» побывал на ней. Рассказываем в фотоотчете, что интересного выставлено в экспозиции.
Напомним, на выставке представлены работы стекольных предприятий, переживших яркие периоды развития в дореволюционные и советские времена (например. в 1960-е годы). Однако, к сожалению, на сегодняшний день работающих заводов осталось очень немного, большинство закрылось в начале 1990-х.
Экспозиция структурированно представляет разные периоды и задававшие тон в это время предприятия, параллельно разделяя пространство на «гравировку» и «грани» как на два основных приема «рисования светом через стекло».
Гравировка
Сначала — о гравировке.
В посвященных гравировке по стеклу залах можно найти работы авторов Гусевского хрустального завода, как исторические — например зеленая ваза «Элегия» 1976г. Ольги Козловой, так и современные — например, синюю вазу «Парус» Максима Морозова (2020). Кроме этого, в гравировальной части экспозиции представлены лаконичные работы Ленинградского завода художественного стекла (работы Хелле Пыльд — ваза-кубок «Сибирь» (1972), кубок «Камешки» 1970, прибор для вина «Мозаика», комплект с кувшином «Листики» начала 1980-х), произведения Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрики (скульптура «Космонавт» 1986, автор Любовь Савельева), а также, например, авторская двойная композиция «Поздняя осень» Александра Иванова (1959).
Грани
В этом разделе интересно выделить представителей заводов, каждый из которых выдерживал свой характерный стиль.
«Ленинградскую школу» представил Ленинградский завод художественного стекла, в том числе работы Акнуния Аствацатурьяна (синяя ваза с голубыми парусами «Регата» (1971), масштабная композиция — ваза «Рубин» (1969), а также пурпурно-зеленую вазу «Омут» Екатерины Яновской (1967)
Ниже — работы Дятьковского хрустального завода (Брянская область), в том числе — в легкую сине-прозрачную полоску вазочка «Утро» Екатерины Антоновой (1966), перекликающаяся с ней ваза «Квадрат» Евграфа Шувалова (1980-е), гранатово-зеленый комплект из трех широких стаканов «Мангазея» Михаила Кизлова (1978)
Гусевский хрустальный завод представил работы Владимира Муратова (ваза «Катунь» с алой сердцевиной (1975), чаша «Кристалл» с многослойными звездами и плавно переходящими из синего в голубой оттенками (конец 1970-х), медовая «Ваза для фруктов» (1980), блочную прозрачно-алую вазу «Архитектура» Евгения Рогова (1975), кубический с окружностями комплект «Графика» Ольги Козловой (1973), зеленое блюдо «Полночь» Владимира Касаткина (1974) и хрустально-текстурное блюдо «Кружево» Владимира Филатова (1966).
Борисовский хрустальный завод (ныне — республика Беларусь) был в том числе представлен прозрачными пластическими вазами Раисы Климкович (1978) и зелеными вазами с вписанной в них графикой «Лось» и «Музыкант» Антонины Абрамовой (1966-67)
В отдельном зале кураторы выставки разместили современные произведения из стекла, выполненные в наши дни на единственной сохранившейся производственной базе — Гусевском хрустальном заводе (ГХЗ), с 2013 года носящем имя своего основателя А.Мальцова и сосредоточившемся на малотиражной и художественной продукции. В числе представленных в современном направлении работ — «Ваза-корзинка» Владимира Корнеева (1995), композиция «Деревенька» Натальи Любимовой (2020), дипломная работа студентов Академии им.Штиглица (Петербург) «Комплект для напитков» (2018) и эффектная архитектурная композиция «Москва-Сити» Владимира Касаткина (2016).
Не хочется расставаться с художественным стеклом?
Бонусная серия с выставки: фотоприближения и детали от Изабеллы Антонио в отдельном обзоре.
Все интересные события от ювелиров | Все публикации по тегу ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТЕКЛО
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: