Люди и боги: защита дипломов в РГУ Косыгина-2022 с комментариями экспертов
В конце июня в московскоем РГУ имени А.Н.Косыгина (Институт искусств, кафедра «Искусство костюма и моды») прошла очередная открытая защита дипломных коллекций. Выпускники показали свои работы, дополнив презентации распечатанными рекламными постерами. В нашем обзоре — впечатления главного редактора Ювелирума Ольги Кулейкиной, побывавшей на защите. Также впервые мы решили дополнить обзор комментариями двух экспертов, Марии Тополевой и Евгении Тышкевич — читайте их отзывы на коллекции внизу, под фотографиями работ.
Ангелина Емельянова. Подиумная коллекция бренда украшений ANAITIDA
Свою коллекцию Ангелина очень красиво представила — разместив украшения на своих сокурсницах, которые вышли под соответствующую случаю музыку. Темой коллекции стало переосмысление этники и формирование образа «современной богини». Скрестив исследования в области скифского золота, древних славян, цивилизации шумеров, и изучив образы древних богинь из разных культур (в особенности — женский образ крылатой богини Анайтиды), Ангелина предложила синтезированный вариант аксессуаров, в которых элементы культур всей Земли сочетаются с модными трендами (бисер, многослойность, природность, асимметрия, нестандартные вещи) и легко вписываются в образ (и не обязательно подиумный) молодой женщины 21 века любой страны. В коллекции использованы серебро, золото, бирюза, стекло (лэмпворк), древесный кап, а работы носят такие названия как «Двойственность миров», «Древо жизни», «Благородный олень».
(Фото предоставлено Ангелиной Емельяновой)
Екатерина Лукьяненко. Biomimetrics
Девиз выпускной коллекции Екатерина Лукьяненко выразила двумя цитатами, «Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает» Жан Жака Руссо, и «Только то прочно и устойчиво, только то и имеет будущее, что сделано в согласии с природой» ученого-естествоиспытателя Василия Докучаева. В полном соответствии с озвученными идеями, коллекция Екатерины целиком опирается на природные структуры — формы реальных цветов и растений, основательно изученные дизайнером. Екатерина самостоятельно вырезала все формы из воска, а из природных референсов выделила и воспроизвела в готовых работах несколько исходных форм, таких как «принцип дифференциального роста», «принцип логарифмической спирали», «логарифмическая спираль-купол», «диатомовые водоросли», «сифонофоры». А я от себя отмечу, что эти кольца «растительного происхождения» удивительно комфортно садятся на пальцы.
(Фото предоставлены Екатериной Лукьяненко кроме нижнего фото, автор которого «Ювелирум»)
Устинья Васильева. Линия души
Устинья Васильева в своей выпускной коллекции также обратилась к теме природы, но связала ее с экологической темой. «Человек овладевает природой, еще не научившись овладевать собой», — эту цитату философа Альберта Швейцера дизайнер сделала смысловым девизом коллекции. Ее работы выполнены в стилистике, характерной для ар-нуво, природный мир кажется уязвимым на фоне агрессивных действий человеческих индустрий (на плакатах приводится образ разлитой нефти), но при этом настойчиво прорывается к жизни. Отдельно к защите дизайнер представила коллекцию «Материя» (два нижних фото), кольцо «Пчела» выполнено в сотрудничестве с фирмой «Личная коллекция».
(Фото предоставлены Устиньей Васильевой, кроме двух нижних от Ювелирума)
Маргарита Лебедева. Экзистенция
Каждый человек в нашем мире является представителем одного и того же биологического вида. Но несмотря на заложенные «базовые настройки», разные люди различным образом реагируют на те или иные ситуации, переживают определенные события», рассуждает автор коллекции «Экзистенция» Маргарита Лебедева. О личном восприятии таких базовых жизненных событий, как рождение (материнство), страх, одиночество, движение вперед и так далее в сочетании с универсальностью самих жизненных ситуаций — ее коллекция. Переживаемые этапы жизни и ситуации для каждого уникальны, но чаще всего — откликаются похожим образом всем представителям человечества, тем самым объединяя нас.
Вера Казакевичус. Сны и сновидения
Во сне реальность преобразуется в нечто иррациональное, темнота живет своей собственной жизнью, рождая свои, фантазийные образы. Об этом — коллекция «Сны и сновидения» Веры Казакевичус, особое место в которой занимают оригинальные асимметричные очки.
Ульяна Локтионова. Поэзия бетона
Свою урбанистическую молодежную коллекцию из серебра с цветным гальваническим покрытием «Поэзия бетона» Ульяна Локтионова проиллюстрировала настоящим профессионально подготовленным лукбуком, разместив в распечатанном буклете лайф-стайл фотосъемку украшений на моделях, современных девушках и парнях. Именно эта коллекция вызвала больше всего комментариев от членов комиссии и довольно эмоциональную дискуссию. Как бы то ни было, именно эти кольца и серьги легче всего представить на предпочитающих «альтернативу» жителях городов, и кроме того, именно этой коллекцией уже заинтересовалась популярная ювелирная онлайн-площадка
(Фотографии — Ювелирум)
Дилара Зиганшина. Выбор
На тему коллекции явно намекает ее оформление — знаменитая сцена искушения Адама и Евы коварным Змеем, то самое «яблоко раздора». Дилара Зиганшина создала коллекцию украшений-трансформеров, объединенных библейской — и одновременно как никогда актуальной сегодня — темой свободы и ответственности за свой выбор. Остроумны и концепция, и воплощение — обратите внимание на яблочко на подвеске — где-то обглоданное, где-то еще целое, отдельно внимание обращает и высокий технической уровень. Почти все украшения можно разбирать и по-разному комбинировать между собой. На нижнем фото — подвеска День и ночь, которую можно носить на обе стороны, и в которой бледно-голубой и желтый камни переворачиваются.
(Фотографии — Ювелирум)
Ксения Богданова. Клод Моне. Сны водных лилий
Ксения Богданова «по косточкам» разобрала цветы на полотнах знаменитого импрессиониста Моне, получив эффектные серьги и кольца с игрой форм и фактур.
(Фотографии — Ювелирум)
Мнения экспертов
МАРИЯ ТОПОЛЕВА
Ювелирный дизайнер и исследователь ювелирного искусства, соосновательница образовательного проекта JEWELRY EDUCATION
Среди косыгинцев я особенно хотела бы отметить выпускные коллекции Екатерины Лукьяненко и Ангелины Емельяновой. Они произвели впечатление качественных, целостных проектов. В коллекции Biomimetics Екатерины Лукьяненко прекрасная работа с референсами, не могу не отметить также отличное чувство формы, линии и небанальные технические решения. Например, мне понравилось, как использована вставка (предположительно) розового кварца в подвеске для создания особого оптического эффекта. Кроме того, грамотная работа с ритмами, как здесь, всегда кратно усиливает выразительность художественного образа. Также хочу отметить коллекцию Ангелины Емельяновой, выдержанную в этническом духе. Осмысленная концепция, продуманное сочетание материалов и смелая работа с пространством оставили очень хорошее впечатление.
Также у многих студентов украшения вписаны в определенный контекст – продуманы костюмы. Это безусловный плюс, поскольку украшение не существует в отрыве от человека. У Екатерины Лукьяненко, на мой взгляд, кроме отмеченного выше, я вижу меткое попадание в «Мудрецовую» эстетику (если говорить на языке архетипов), что также обеспечило цельность стильного образа.
ЕВГЕНИЯ ТЫШКЕВИЧ
Ювелирный колумнист, аналитик и автор телеграм-канала Read my jewels
Первым делом хочется поблагодарить главреда “Ювелирума” Ольгу Кулейкину за оказанное доверие и возможность дать комментарий. Вторым — бакалавров РГУ им. А.Н.Косыгина за смелость предоставить свои работы для данного обзора.
Этим летом пристально следила за работами бакалавров Шенкарского колледжа инженерии, дизайна и искусства в сторис куратора и ювелира Кати Рабей, поэтому мне сложно удержаться от сравнений, но не самих выпускных квалификационных работ, а субъективных ощущений от них. От экспонатов израильского колледжа веет большей свободой, смелостью выражения своей фантазии, спонтанностью в дизайне. Словно они в курсе, что могут творить любые шалости и им за это ничего не будет. Упор делается не на конвенциональную демонстрацию материалов (все срочно смотрите на наши объекты с кристаллами Swarovski), а на поиск их нового звучания, так появляются украшения для дверных косяков или шляпы, где кристаллы служат только лишь функцией для создания оптических эффектов на лице. Наши студенты скромнее с экспериментами в прочтении материалов, и предпочитают не уходить далеко от традиционных представлениях о пластических решениях в украшениях. Возможно, эта минорность в высказываниях связана с определенными ожиданиями от выпускных работ институцией, представлениями экзаменационной комиссии того, как должны выглядеть сами украшения. Возможно, дело в принятой в нашем обществе жестокой оценочности, порицании экспериментов и частой публичной критики художника, что может демотивировать делать слишком смелые дизайны.
Из представленных работ не могу не отметить кольцо Ульяны Локтионовой из серии “Поэзия бетона”. Нравится, как обыграно паве, где часть отверстий умышленно осталась без камней. За счет этих шестигранных пустой создается интересный ритмический паттерн на металле. Понравилась детальная продуманность коллекции “Biomimetics” Екатерины Лукьяненко. В презентации к коллекции можно проследить путь от изначальных референсов в виде зарисовок планктона немецкого естествоиспытателя Эрнста Генриха Геккеля, исследований форм сифонофор и диатомовых водорослей, созданию восковок до фотографий готовой коллекции украшений. Проделанная работа полностью отражает слоган коллекции “Наблюдайте естественное и всегда следуйте за природой”. Желаю студентам хорошего старта, развития их карьеры и широкого поля для художественных высказываний в это непростое для всех нас время.
Больше фото и видео с защиты-2022 в РГУ имени А.Н.Косыгина можно увидеть в телеграм-постах в канале OK, Juvelirum!
Обзор дипломных проектов в РГУ имени А.Н.Косыгина прошлых лет:
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: