Обзор работ выпускного курса «Ювелирный дизайн» БВШД
7 июля в Британской высшей школе дизайна выпускники курса «Ювелирный дизайн» защищали свои дипломные проекты. Этот курс стартовал осенью 2015 года впервые в истории «Британки», поэтому шанса увидеть, чего добились его первые выпускники, ждали многие. Тем более, что с осени 2016 года курс станет двухгодичным, и следующие выпускные работы получится увидеть лишь летом 2018-го.
Мы побывали на защите, и в репортаже постараемся показать, какие темы выбрали дизайнеры для своих выпускных коллекций, какие идеи и образы взяли за основу, и как воплотили все это в реальные, созданные ими самими, украшения.
Защита
Несмотря на продолжительное время (с 14 до 21:00), которое потребовалось для презентации проектов всем 23-м выпускникам, аудитория постоянно была наполнена зрителями. Все желающие могли свободно рассматривать экспозицию студенческих работ и слушать доклады, в которых выпускники представляли свои работы дипломной комиссии.
Дипломные проекты оценивали: куратор набора 2015-2016 и организатор самого курса «Ювелирный дизайн» Татьяна Пашутина, руководитель ювелирного бренда Alchemia Jewellery, преподаватель и куратор следующего набора курса Игорь Комов, преподаватель курса и эксперт по 3D-моделированию украшений Захар Емельянчук, ювелир и преподаватель курса Владимир Маркин, и преподаватель и эксперт по техникам эмалирования Владимир Кукушкин.
Обзор дипломных коллекций и их презентация
Работы студентов оказались, как и стоило ожидать, разнообразными по концепциям, материалам и техникам воплощения. Среди вдохновивших начинающих дизайнеров идей звучали как вечные темы (космос, образ жизни, память), так и остроактуальные, в том числе исследующие допустимые границы восприятия определенных тем. Отдельно стоит упомянуть желание дизайнеров создать удобные для потребителей и их стиля жизни вещи — отраженное, например, в украшениях-трансформерах, которые использовали сразу несколько студентов.
Екатерина Богданова (https://vk.com/keertis) в своей коллекции «Blackthorn» (терновник) изящно переосмыслила готику как стиль, который можно воплотить в украшениях:
Наталья Боровик в коллекции «Между Солнцем и Луной» разработала двусторонние украшения-трансформеры, которые можно не только переворачивать любой стороной, но и «настраивать» для утреннего или вечернего образа («день и ночь»), снимая или добавляя элементы. Вдохновением послужили созвездия, а «трансформировать» в ее коллекции можно в том числе и кольцо:
Анастасия Воробьева взяла для своего проекта «Juicy Scoop» фруктовую тему, и получила летние и наполненные радостью украшения:
Владлена Гантимурова в своей коллекции «Gravity» (Гравитация) исследовала тему космоса и человека в нем. Удаляясь от родной планеты, человек теряет нити, которые притягивали его, теряет связи с другими людьми. Нити, вплетенные в украшения, иллюстрируют силу гравитации и ее потерю. Отдельно дипломная комиссия оценила оригинальный замочек на браслете, позволяющий менять количество «орбит», на которых крепятся подвески-планеты:
Татьяна Демина в коллекции украшений с эмалью «Образец мудрости» ссылается на древние храмы и украшающие их изразцы:
Марину Дольникову на дипломную коллекцию «Beauty of life» вдохновила идея взросления и развития, которую она представила в виде спирали. Тонкая и ровная в самом начале, ближе к середине спираль становится шире и сложнее по фактуре, являя собой прообраз уникальной человеческой судьбы и опыта, не всегда совершенных, зато — особенных и своих:
Мария Ефанова создала коллекция сетов колец с горячей эмалью «Illustrator: цитаты», которые нужно носить на пальце по три, два на нижней фаланге и одно на верхней. В этом случае сет образует «картинку в движении» — мальчик и девочка, взявшись за руки, шагают под облаками (кольцо с эмалью), а над ними (кольцо на верхней фаланге) парит орел. Идея коллекции — подарок со смыслом для близких людей.
Мария представила также дополнительный проект — коллекцию украшений из перламутра, созданную для дизайнерской одежды. Ее особенностью стала лазерная резка по перламутру:
Анастасия Журавлева (instagram.com/everywhite_jewelry) в своей коллекции нежных и лаконичных украшений в контрастных белых и черных тонах «Eclipse (Затемнение)» использовала необычное крепление для подвижного (и съемного) элемента подвески. Все украшения коллекции также являются трансформерами, позволяющими их обладательнице скомпоновать удобный комплект для утра или вечернего наряда:
Софья Зограбян (facebook.com/sozoproject) в своей коллекции «DeVice» исследовала довольно неожиданную тему самих украшений и их смысла для человека. Взаимодействуя с телом, украшения иногда вступают в конфликт со своей хозяйкой — бывают неудобными, пережимают руки и шею. Доведя эту мысль до логического завершения, Софья предложила посмотреть на украшения как на орудия пыток — и это оказалось по-своему красиво:
Алексей Зубов представил проект «Moscow» — кольца и серьги-купола московского собора Василия Блаженного:
Любовь Иванова (https://vk.com/i_l_d_i) в коллекции «The Spirit of Drive» показала свое восхищение перед «совершенным автомобилем». Моделью и источником вдохновения был выбран Bently, с его сияющими фарами и хромированной решеткой радиатора:
Марина Касперович (facebook.com/neurosesofficial) в коллекции «Golder than gold» рассказала о человеке из советских 1970-х. Привычные «артефакты» (все ли помнят знаменитый некогда «Иппликатор Кузнецова»?) могут начать стремительно изменяться, сопровождая трансформацию, происходящую внутри своего владельца. При этом суть их остается неизменной — это все те же вещи, память, которая «дороже золота»:
Арина Килькеева (instagram.com/eirinn_ivar) в своей коллекции «Dare to» также обратилась к сложной и глубокой теме — личной готовности любого человека «посметь» — быть не таким как все, сопротивляться и идти своим путем. Ее коллекция — это попытка исследовать границы возможного, способности преодолеть себя и давление окружающего мира:
Татьяна Коган посвятила дипломный проект своей знакомой по личному опыту французской теме (коллекция «Анри де» (французские афиши), и применила технику эмалирования:
Анастасия Кучеренко (facebook.com/aiajewelry) взяла за основу тему, к которой, по совпадению, в последние дни оказалось приковано внимание российского и украинского сообществ соцсетей благодаря флешмобу #небоюсьсказать. В коллекции Анастасии — броши-символы против насилия над женщиной «Force». Дизайнер уверена, что эта тема не может являться только «женской», и здесь нужна поддержка в том числе от мужчин, для которых она планирует предусмотреть расширенную линейку символических пинов:
Анастасия Максимова (nastyamaximova.com) представила на защиту свои уже ставшие успешными (марка представлена в «Сахарке» и других магазинах) украшения с птицами — ласточками и соловьями (коллекция «Me inside. My swallows»):
Максим Сытников (instagram.com/max_sytnikov) в своей коллекции «Artefact» представил «первобытные», природные украшения с минимально обработанными минералами. Концепцию усилил, пожалуй, самый оригинальный способ презентации — «скалу» с коллекцией в течение всей защиты окутывало облако пара:
Екатерина Трутнева (facebook.com/www.miroslava.pro) переосмыслила тему русского кокошника, создав на его основе коллекцию роскошных брошей в русском стиле «Мирослава»:
Евгения Фролова (facebook.com/Artease-Jewellery-279931552352909) в своих работах (украшения с эмалью, коллекция «Джерело») вдохновилась наивными формами и яркими цветами одной из украинских художниц. Броши, напоминающие тропические растения, дизайнер поместила на искусственные веточки в колбы — создав таким образом ассоциацию с оранжереей:
Ольга Чернышова (facebook.com/TouchbyOlgaChernyshova) представила коллекцию «Natural Affinity. Естественная близость», идеей для которой послужил недостаток плавных форм и ярких природных цветов для жителей «типичного мегаполиса», уставших от кубов-высоток и серых тонов. Вдохновила ее также одна из художниц, чьи изобразительные работы Ольга преобразовала в яркие природные формы своих украшений:
C брутальными кольцами Сандро Шеренца (instagram.com/sandrosherents) наверняка уже знакомы многие посетители дизайн-маркетов. Его коллекция называется «RAW»:
Татьяна Якищик в своей коллекции «Essentia» предложила вернуться к естественной простоте во всем, что касается жизни человека. Идею она подчеркнула простыми и лаконичными формами своих украшений:
Все репортажи о событиях индустрии украшений | Современное ювелирное искусство
Все отлично. Очень интересный дизайн ювелирных украшений. Хотя ювелирного в них мало. Я вообще убрал бы слово «ювелирные» из описания дипломов. Мне кажется существует пропасть между ювелирами и дизайнерами. Эти слова по моему не должны стоять вместе. Либо ты ювелир, либо ты дизайнер. Советую дипломникам разделять эти понятия. И выбрать для себя что то одно близкое по духу.
Спасибо за комментарий, но его очевидно стоило адресовать в БВШД — «Ювелирный дизайн» — это официальное название курса.
пфффффффффффф.. невозможно быть дизайнеров украшений и хотя бы чуть-чуть не быть ювелиром. Хотя вы вообще какой смысл вкладываете в понятие ювелир?
Не надо разделять ювелиров и дизайнеров. Ювелиры без дизайнеров так и останутся ювелирными слесарями, которые пилят колечки с камушками по установленным шаблонам, тыбря друг у друга фабричные каталоги из сети. Очень часто у них морально устаревшие вещи.
Дизайнеры — это те люди, которые должны вдыхать жизнь в понятие «ювелирный». Они обязаны подавать идеи, развивать ювелирику, как искусство.
Но здесь, как мне показалось, маловато новаторства и дизайна. Это же всё-таки диплом, а не семестровая работа. Зато подача у всех на высшем уровне. Мне понравилось.
Тата, подскажите, что именно Вы вкладываете в понятие «новаторство»? Что Вы хотели бы увидеть? Чего Вам лично не хватило? Всегда интересно понять желания целевой аудитории. Вы были на защите? Видели выставку?
Также, хочу поправить Ольгу официально название звучит как «Ювелирный дизайн. Базовый курс», продолжительность — 1 год.
P. S. : я — выпускница этого курса, и профессиональный дизайнер по первому образованию. Готова подискутировать о дизайне и новаторстве со всеми желающими)) С уважением, Анастасия.
По-моему, то с какой иронией Вы назвали себя для этого комментария, уже нивелирует ценность всего сказанного Вами заблаговременно))) Думаю, ничего больше по вопросу «убрать ювелирный» я добавить не смогу))
Тата не совсем согласна с Вами, есть ювелиры которые как Вы говорите глядя на каталог могут создать такой же шедевр(это тоже далеко не всем дано), а есть просто мастера которые сидят и пилят, вставляю и тд ….Когда мастерство и интересные идеи у одного человека это замечательно , но редко. Чаще они работают в паре. Сейчас изделие сделать гораздо проще чем раньше, 3 -д моделирование , выращивание моделей, высококачественный отлив,ручного труда остается мало……