История Уральского ювелирного и камнерезного дела — историческая справка
История уральского камнерезно-гранильного и ювелирного дела насчитывает более 300 лет. Его корни уходят в эпоху реформ Петра I, когда его соратник В.Н. Татищев в бытность свою в Швеции (осень 1724 — весна 1726 гг.) подписал контракт о найме на русскую службу с камнерезом Христианом Рефом. Мастер прибыл на Урал в 1726 г. для того, чтобы организовать на Урале добычу цветных камней и обучать камнерезному ремеслу русских подмастерьев. Именно Рефа можно считать предтечей камнерезного дела на Урале.
Одновременно с Рефом в Екатеринбурге трудился и первый екатеринбургский ювелир — тобольский казачий сын Андрей Козьмич Кузнецов, вызванный Татищевым на Урал в 1721 г. Он вставлял ограненные Рефом цветные камни в перстни, серьги и запонки, выкованные из старых серебряных монет.
Дальнейшая история промысла связана с открывшейся в 1751 году Императорской Екатеринбургской гранильной фабрикой. К тому времени в России было всего два крупных камнерезных производства: Петергофская и Колыванская фабрики. Специализацией Екатеринбургской фабрики стала обработка твердых пород поделочного камня — яшмы, агата, родонита, топаза, кварца. Другим направлением в ее деятельности были работы с мозаичным набором из разного камня, прежде всего из малахита.
Еще одним направлением в деятельности Екатеринбургской гранильной фабрики была огранка самоцветов. Камнеобрабатывающий промысел на Урале начался именно с огранки самоцветов: аметистов, горного хрусталя, раухтопазов. Огранкой камней наряду с камнерезами фабрики занимались и индивидуальные мастера. Расцвет в этой отрасли наступил в середине XIX века, когда сложилась традиция так называемой «Екатеринбургской грани». «Екатеринбургская грань» в конце XIX века ценилась наравне с работами лучших европейских мастеров.
В 1797 году гранильная фабрика была передана под начало Академии художеств и в ее истории наступил новый этап. С этого времени работа ее мастеров была ориентирована на создание предметов высокого художественного и технического качества.
Одновременно с фабрикой в Екатеринбурге работали и частные гранильные мастерские, ювелирные магазины, минералогические конторы, создавая тем самым ремесленную сеть по изготовлению минералогических коллекций, а также бытовых, галантерейных, культовых предметов из камня и ювелирных изделий.
Еще одной школой уральского мастерства стали знаменитый Свердловский завод «Русские самоцветы» — флагман большого одноименного отечественного треста и Свердловская ювелирно-гранильная фабрика, в состав которой в 1941 году вливается эвакуированная из Киева ювелирная фабрика. В 1972 году фабрика была переименована в Свердловский ювелирный завод.
Многие уральские камнерезы, огранщики и ювелиры получили известность и признание, будучи сотрудниками этих предприятий. Их работы экспонировались на зарубежных и отечественных выставках, были лауреатами престижных профессиональных премий и международных конкурсов, а лучшие из них — хранятся в Алмазном фонде, Государственном Эрмитаже, Русском музее и других музейных собраниях страны и за рубежом.
В 1950-1970-е годы в Свердловске начинает формироваться авторское ювелирное искусство с характерными чертами, определяемыми местными условиями и региональными традициями. В этот период работает целое поколение талантливых мастеров, в творчестве которых прослеживается единая система использования старых ювелирных техник и современных приемов с особенным отношением к уральскому камню. Именно они сформировали славу и неповторимое своеобразие уральского ювелирного искусства. Работы В.У. Комарова, Б.А. Гладкова, В.Ф. Ветрова, Л.Ф. Устьянцева, В.М. Храмцова, В.Н. Устюжанина, М.М. Лесика, В.Н. Сочнева, В.Н. Шицалова, С.А. Пинчука и других авторов вошли в Золотой фонд русского ювелирного искусства и положили основу в развитии уникального художественного явления – «уральская ювелирная школа».
В 1996 году в Свердловском региональном отделении Союза художников России на собрании секции декоративно-прикладного искусства было принято решение о создании самостоятельной секции ювелирного и камнерезного искусства. В 1997 году Свердловское отделение пополнилось новой творческой секцией.
В настоящее время в секции ювелирного и камнерезного искусства состоит около 30 камнерезов, ювелиров и огранщиков. Кроме того, ее членами являются и молодые мастера – выпускники профильных учебных заведений Урала, активно участвующие в художественной жизни региона.
Сегодня продолжатели традиций — современные уральские ювелиры, среди которых Н.Д. Кузнецова, В.Е. Денисова, К.Н. Глазырин, А.П. Мирошников, А.А. Мальцев, К.Д. Юмин, В.Д. Хахалкин, М.А. Орлова, Д.В. Копосов, А.М. Бельская, И.В. Бадов и другие – работают и развиваются каждый в своем направлении. В работах одних мастеров мы видим умелое сочетание изящных оправ с каменными вставками, сохраняющими природную форму, подчеркнутую рукотворность, у других — конструктивность, ясный ритм, рациональное построение композиций, у третьих — стремление к новациям в формообразовании и проектно — дизайнерскому решению ювелирных произведений.
Ведущие екатеринбургские камнерезы – А.И. Жуков, И.В. Сергеев, С.В. Пуртова, Д.А. Богомазов и другие, охватывают все основные направления и техники камнерезного искусства: круглая скульптура, выполненная из одного камня и в технике объемной мозаики, произведения в технике флорентийской и русской мозаики, геммы, крупные интерьерные предметы и кабинетные вещи, насыпные картины и минералогические горки.
Среди ветвей раскидистого камнерезного и ювелирного дерева, одна является особенно уникальной и самобытной — ограночная.
В начале XX века на европейском ювелирном рынке необычайно возрос спрос на ограненные уральские камни. В 1920-х гг. екатеринбургские граненые изумруды большими партиями отправлялись в Германию, Англию, Францию, Чехословакию. Благодаря высококачественной огранке драгоценных и полудрагоценных камней Советский Союз вошел в число ведущих ювелирных держав, а Свердловск с 1924 года стал центром ограночного производства страны.
К сожалению, в отрасли, принесшей мировую славу нашей стране и региону, в настоящее время работают единичные мастера. Поэтому сегодня образцы авторской огранки уже изначально являются раритетными в силу их неповторимости. А редкие выставки ограненных камней вызывают неподдельный интерес у профессионалов, восторг и восхищение у широкой публики.
Немногие камнерезы и ювелиры пытались «проникнуть» в тайны уральских самоцветов. Глубокое осмысление огранки как способа выявления внутренних свойств камня нашло свое воплощение в работах А.И. Жукова и В.А. Силина. С большими, иногда заведомо «неювелирными» камнями работает В.А. Силин, используя нестандартные параметры огранки, зональность окраски, природные дефекты камня. Его работы отличаются смелостью в выборе формы для наиболее полного раскрытия индивидуальных самоцветных свойств камня, изысканностью игры и блеска.
Наряду с созданием творческих работ, участием в выставках и конкурсах, уральские мастера занимаются реставрацией музейных камнерезных и ювелирных коллекций.
Сегодня секреты своего мастерства, технологические приемы, видение материала уральские камнерезы и ювелиры передают будущим мастерам — студентам профильных учебных заведений, являясь их педагогами и наставниками. Так продолжается старая традиция, зародившейся на Урале еще в XVIII веке, передачи мастерства из рук в руки, от учителя к ученику.
Об авторе исторической справки
Татьяна Михайлова, кандидат искусствоведения, член Свердловского регионального отделения Союза художников России, член Свердловского областного Совета по народным художественным промыслам, старший государственный инспектор Управления Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому Федеральному округу.