Выставка русских брошей 20 века пройдет в ВМДПНИ с 7 марта по 21 мая
UPD: выставка продлена до 21 мая 2018!
С 7 марта по 9 апреля (официальное открытие — 5 марта) во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПНИ) Москвы будет идти выставка, посвященная искусству русской ювелирной миниатюры 20 века. Впервые будет показана полномасштабная ювелирная коллекция брошек советского периода и современного авторского искусства, хранящаяся в фондах ВМДПНИ. Ниже — анонс от организаторов выставки.
Эволюция брошей
Брошь – традиционное женское нагрудное украшение, прошедшее за свою тысячелетнюю историю путь от застежки-фибулы до концептуального арт-объекта. Как художественный объект брошь выразительно и точно отражает основные тенденции мировой моды и современного авторского искусства, демонстрирует многообразие дизайна массовых изделий промышленного ювелирного производства и работы художников народных промыслов.
20 столетие стало эпохой стремительной эволюции броши от функционального предмета и драгоценного украшения до эксклюзивного авторского произведения декоративно-прикладного искусства.
Брошь выражает не только авторскую идею мастера, но и особенности эстетического восприятия и личности владельца. Становится своеобразным знаком, формой невербальной коммуникации в современном обществе. Недаром фраза Мадлен Олбрайт «читайте мои броши» стала общеизвестной.
По своему содержанию и образности, множеству сюжетов и принципов декоративного решения брошь можно отнести к жанру камерного, миниатюрного произведения, которое является частью современного художественного пространства и входит в систему классического, авангардного и народного декоративного искусства.
Выставка
Выставка «Брошь 20 века. Мир русской ювелирной миниатюры» — это историко-художественный панорамный показ около 130 экспонатов коллекции брошек из собрания Всероссийского музея декоративно прикладного и народного искусства и частных коллекций.
Большая часть экспозиции посвящена ювелирному производству 1920-1940-х годов. В том числе — работам художников ювелирных артелей и Научно-исследовательского института художественной промышленности (далее НИИХП), а также творчеству отечественных художников-ювелиров 1940-1990-х годов, с чьими именами связаны основные направления современного отечественного авторского искусства.
В тематические разделы выставки вошли как произведения российских ювелирных фирм и мастерских, чья слава уже к началу 20 века принесла российским производителям драгоценных изделий мировую известность, так и работы мастеров народных промыслов, художников НИИХП и современных художников декоративно-прикладного искусства.
Экспозиция демонстрирует характерные особенности мастерских или художественных производств, традиционные приемы технических, декоративных и образных решений. В экспозицию вошли брошки таких артелей и промыслов, как Холмогоры, Финифть, Кубачи, Чернь, Гоцатлин, Северная Чернь, Мстера, Федоскино, Холуй, Хохлома и другие. Представлены также украшения начала 20 века, авангардные и концептуальные произведения ювелирного искусства.
Впервые отечественная публика получит уникальную возможность полюбоваться и оценить украшения первых советских артелей и кооперативных союзов, выполненные к международным выставкам 1937, 1939, 1958 годов и Всероссийских выставок второй половины 20 века.
Примеры работ, которые можно будет увидеть на выставке:

Брошь. 1936. Москва. Артель «Московский ювелир». Серебро, филигрань

(1) Брошь. 1936. Москва. Артель «Московский ювелир». Поделочный камень, серебро, филигрань, зернь, золочение; (2) Брошь «Золотая птица». 1966 г. Автор росписи: Мох М.Н. Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова; (3) Брошь «Тройка». 1967 г. Автор росписи: Мох М.Н. Ленинград Фарфор, желтый металл, надглазурная роспись, позолота, цировка Фарфор, медь, подглазурное крытье, надглазурная роспись, позолота, цировка

(1) Брошь, Ростов-Ярославский. Артель «Возрождение», 1937. Медь, эмаль, живопись по эмали, роспись по эмали; (2) брошь, Ростов-Ярославский. Артель «Возрождение, 1937. Медь, эмаль, живопись по эмали, роспись по эмали

(1) Брошь, Ростов-Ярославский. Артель «Возрождение», 1937. Медь, эмаль, живопись по эмали, роспись по эмали; (2) Брошь «День», Ленинград, 1989, Автор: Ковалева Галина Николаевна, нефрит, мельхиор, латунь, инкрустация, монтировка; (3) Брошь, Курск, 1988, автор: Наумова Вера Николаевна, латунь, медь, эмаль, сталь, воронение, монтировка

Броши, Москва, 1988, автор: Кузнецова Ольга Вадимовна, (1) титан, медь, мельхиор, сталь, эмаль, травление, эмаль выемчатая, оксидирование; (2) медь, мельхиор, титан, сталь, эмаль, эмаль выемчатая, травление, оксидирование
О выставке «Брошь 20 века. Мир русской ювелирной миниатюры»
Даты: 7 марта-9 апреля 2018 (официальное открытие 5 марта)
Место: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, ул. Делегатская, 3
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: