Выставка «Красавец мужчина»: русские модники и их украшения
14 марта в Государственном историческом музее Москвы (ГИМ) официально (и очень многолюдно) открылась выставка, посвященная мужской моде и феномену щегольства в России середины 18-начала 20 века (наш анонс). «Красавец мужчина» в Историческом оказался оригинален не только достаточно редкой тематикой (мы все привыкли обсуждать моду скорее как женское явление), но и форматом. Автор идеи и куратор выставки, научный сотрудник ГИМ Наталья Виноградова организовала экспонаты таким образом, чтобы посетители смогли легко путешествовать из столетия в столетие. И даже внезапно оказаться в будущем — благодаря современной части экспозиции от партнеров выставки, Британской высшей школы дизайна.
Открытие
Обладатели заветных пригласительных еще на улице выстроились во внушительную очередь, а в вестибюле «Музея Отечественной войны 1812 года» (корпус ГИМ чуть левее Красной площади) было совершенно буквально некуда упасть яблоку. С приветственными словами выступили министр культуры Владимир Мединский и руководители ГИМ и музеев-партнеров выставки, предоставивших часть экспозиции. Как всегда зажигательна была речь историка моды Александра Васильева, поделившегося значительной частью своей текстильной мужской коллекции, которая хранится в Вильнюсе.
Куратор выставки научный сотрудник Исторического музея Наталья Виноградова весь вечер была нарасхват — она давала бесконечные интервью телеканалам. Наталья пояснила основную цель выставки — не столько проследить историю развития мужской моды в России, сколько сконцентрировать внимание на ее наиболее ярких и знаковых периодах. Эстетические идеалы и предпочтения модников прошлого здесь показаны как норма и безусловная ценность, часть обыденной жизни людей того времени, что помогает сделать чуть ближе и понятнее ушедшую эпоху и облик, поступки, пристрастия частного человека.
Британская высшая школа дизайна стала партнером выставки, ответственным за наполнение раздела «Современность». Куратор курса «Ювелирный дизайн» БВШД Игорь Комов в своем выступлении пояснил, почему современные экспонаты никак не противоречат расположенным рядом историческим:
— Это базовый принцип контраста. Гладкое смотрится выразительнее, если рядом шершавое. Острое — рядом с мягким, и так далее. Современные работы своим присутствием дают дополнительную глубину экспонатам прошлых веков.
История
Выставка «Красавец мужчина» включает в себя четыре крупных раздела: «Куртуазность» (мир манерных, галантных щеголей середины-второй половины 18 века), «Дендизм» (сдержанные франты первых трех десятилетий 19 века), «Декаданс» (элегантные кокеты начала 20 века), и «Современность», о которой скажем ниже.
Каждый раздел расположен в отдельном зале и наполнен разнообразными атрибутами данного периода — от костюмов и белья до аксессуаров (шляпы, трости, лорнеты) и украшений. «Бытовые» экспонаты поддерживаются художественными — например, картинами, изображающими известных персонажей соответствующего периода, литографиями и поясняющими надписями и цитатами из произведений того времени. Все, чтобы составить объемное впечатление об эпохе.
Мужчины и мода
Отдельным удовольствием нам показалось наблюдать за реальными мужчинами-гостями выставки, их разными стилями и подходами к созданию своего характерного образа. Своего рода живая встреча истории и современности, позволяющая поверить в то, что тема мужской моды интересна далеко не только в историческом контексте.
Современность
Раздел «Современность», представленный работами студентов и выпускников программ «Ювелирный дизайн» и «Дизайн одежды» БВШД, был призван продемонстрировать актуальные тенденции в мужской моде. Правда, студенты показали скорее будущее, чем настоящее, но этот факт можно понять: в «настоящих» дизайнерских коллекциях пока что не так много внимания уделяется мужчинам. Надеемся, что эта выставка в том числе станет катализатором изменений в этом направлении.
А пока что — немного стильной и чуть экстравагантной одежды и украшений от современных дизайнеров, которые для выставки постарались оттолкнуться от исторических трендов.
Студенты «Дизайна одежды» рассмотрели явление дендизма в призме современности:
Игорь Комов так пояснил принцип отбора идей для создания выставочных коллекций украшений:
— На нашем курсе для каждого студенческого проекта обязательно исследование, а для исследования и в качестве объекта переосмысления студенты часто брали мастеров прошлого и историческое наследие. Поэтому, глядя на некоторые работы и сравнивая их с экспонатами прошлого, можно проследить, как развивалась и трансформировалась какая-либо тема.
Ниже — наш фотообзор некоторых ювелирных работ из раздела «Современность».
На этом фото — лишь некоторые из авторов представленных работ, студенты двухгодичного курса «Ювелирный дизайн» БВШД:
И еще немного украшений
В завершение нашего репортажа — небольшой бонус. Курс «Ювелирный дизайн» БВШД поделился рекламными кадрами некоторых из представленных на выставке дизайнерских украшений. Размещаем, чтобы вы смогли рассмотреть украшения во всех деталях.
Инна Власихина, коллекция колец «Трофей», фото предоставлено автором:
Мария Симонова, кольцо «Сцепление», фото предоставлено автором.
Максим Петров (Terpan Jewellery), «Галстук и бабочка Geometrica». Фото предоставлено автором.
Геометрика — это традиционная форма мужского аксессуара в современном и динамичном прочтении. Галстук и галстук-бабочка выполнены из натуральной кожи с латунными вставками.
Игорь Комов и коллектив марки «Алхимия», «Броня», фото предоставлено автором:
Дарья Воронина, коллекция «Piet», фото предоставлено автором.
«Piet» – это воплощение в объеме творческих принципов художников геометрических абстракционистов. В основу легли три картины Пита Мондриана: «Композиция в овале», «Композиция №6» и «Композиция из линий», которые переродились в предметы современного ювелирного дизайна.
Все фотографии сделаны командой ЮВЕЛИРУМ (за исключением тех, где указано авторство).
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: