Художественный металл: какие коллекции показали выпускники Строгановки
29 июня в МГХПА имени Строганова прошла открытая защита дипломных проектов кафедры «Художественный металл» (группа кафедры на фейсбуке) — бакалавров и магистров.
Кафедра готовит художников декоративно-прикладного жанра самых разных направлений, и всех объединяет главный материал — металл. Ковка, литье, чеканка, химические покрытия, накладывание художественных эмалей, крупная и мелкая пластика — выпускники кафедры приобретают навыки создавать любой художественный объект, от декоративной панели на стену до изящных серег.
Мы посмотрели более 15 работ выпускников-бакалавров, среди которых увидели расписанное эмалью декоративные панно с ирисами для пионерлагеря «Орленок», проекты очень красивых канализационных люков для крымских городов — каждому городу свой образ, наборы шкатулок из прессованного по особой (секретной) технологии для парфюмерии, артобъекты о человеческих эмоциях, часы про исчезающих насекомых, установку со звуками из «коллективного детства», и другие необычные вещи.
В Строгановке, пожалуй, мы наблюдали самый яркий, по-академически напряженный процесс защиты проектов среди всех школ, где нам до сих пор удалось побывать. Члены комиссии, по ощущениям, пропускали все работы через себя, делились эмоциями, искренне восхищались и удивлялись неожиданным находкам, но и так же откровенно критиковали за непродуманность деталей или реальных условий будущей «эксплуатации» объекта — впрочем, всегда прислушиваясь к контр-аргументам студентов и их кураторов.
Нашу подборку фото и видео с места событий вы можете увидеть в «актуальных сториз» инстаграм-аккаунта @juvelirum (ищите под шапкой профиля надпись «Строганова»). А здесь мы хотим показать вам крупные планы предмета нашего особого интереса — ювелирных коллекций.
Вероника Кирова. Ювелирная коллекция «Ничего лишнего»
Вероника в своих работах обобщила основные человеческие архетипы, связав коллекцию с темой психологии. Все ее кольца похожи на клетки и башенки с открывающимися крышками и замочками — очень образно.
Ирина Борзова. Ювелирная коллекция «Импрессион»
Впечатлившие и жюри, и зрителей своим идеальным скольжением и сверкающей полированной поверхностью тактильные движущиеся ювелирные объекты — такие же сложные формы и отточенная техника характерны для работ Влада Глынина, художественного руководителя «ювелирного» потока студентов.
Ирина Шевякова. Коллекция ювелирных украшений «Золото Пантикапея — единство времени»
В облегченном пластиковом каркасе проглядывает секретное «золото» — таинственно светящиеся латунные элементы, а некоторые украшения движутся. Коллекция вдохновлена раскопками древнего крымского города.
Юлия Сребродольская. Коллекция стилизованного оружия и украшений «Саамская культура»
Украшения-обереги народов Севера. Автора особо отметили (в том числе грамотой и денежным призом) за в хорошем смысле педантичное отношение к предмету исследования — Юлия несколько раз ездила на север, общалась с представителями коренных народов, изучала предметы быта, все детали и материалы ее работ (рог, кость, дамасская сталь) — аутентичны и очень близко к реальности воссоздают обереги и оружие саамов.
И — еще несколько работ. Это не украшения, но объекты, максимально приближенные к ювелирным — мы не смогли удержаться.
Татьяна Кондратова. Коллекция клинков «Эволюция»
— наглядный рассказ о том, как изменялась технология изготовления ножей с развитием цивилизации (от бронза и железа до дамасской стали и титана).
Ольга Михлик. Шахматы «Боги и мифология Древнего Египта»
— стилизованные под древнеегипетских божеств статуэтки из металла и янтаря.
Лианна Оганесян. Коллекция очков «Глаза — зеркало души, очки — отражение мира»
— оригинальные артобъекты-солнечные очки для разных состояний и ситуаций, включая «подводные» и «меховые очки для горнолыжников».
Фото: ЮВЕЛИРУМ
Все публикации по тегу ОБУЧЕНИЕ | Обзорная статья на ЮВЕЛИРУМЕ «Где учат на ювелира» | Каталог по ювелирным металлам | О чеканке, гравировании и других видах механической обработки металла | Золочение, родирование, травление
Значительная роль в развитии декоративно-прикладного искусства и промышленности с середины XIX века принадлежала Всемирным и Всероссийским выставкам. Строгановское училище принимало в них активное участие, завоевав заслуженное признание, как в своем отечестве, так и за рубежом. И если до конца XIX века училище демонстрировало, в основном, рисунки и композиции для художественной промышленности, то, начиная с XX века выставляло изделия, выполненные в собственных мастерских. И уже ни одна крупнейшая выставка, как Российская, так и Международная, не проводилась без участия Строгановки, а под их работы отводились лучшие экспозиционные площади. Одной из первых Всемирных выставок, где участвовало Строгановское училище, была Парижская 1867 года. В отделе «История труда в России» строгановцы продемонстрировали коллекцию, состоящую из зарисовок орнаментов древних византийских и русских книг и 157 слепков с предметов древнерусского искусства и гипсовых слепков с архитектурных элементов древних Русских храмов. За изделия мастерских, функционирующих при Музеуме, и за рисунки учеников для металлических изделий училище было награждено серебряной медалью. Парижская выставка 1867 года была одной из значимых для Строгановского училища, на которой оно заявило всему миру об уникальности, красоте и значимости национального русского искусства, после которой, Строгановка получила международное признание. Успех училища на этой выставке способствовал росту научно-познавательного, профессионального и коммерческого интереса к культуре допетровской Руси.
Спасибо за интересную историческую справку! Если будет возможность, напишите пожалуйста как вас зовут — кто автор комментария.