Исчезающие женщины. Анализ тем выставки “9 марта”
Беспомощность перед насилием. Невидимость в обществе, приобретаемая с возрастом. Тело не для себя, а для деторождения. Страх быть не такой как ждут. Мучительные попытки исследовать и принять себя сегодняшних. И новый страх — сближения и отношений. Все это (и не только) стало темой работ знакового события — первой в России выставки украшений жанра контемпорари, которая 9 марта открылась в московской галерее Граунд Солянка (наш анонс). Через неделю после открытия выставки «9 марта — о гендерных стереотипах и феминизме» галерея закрылась для посетителей из-за коронавируса, сохранив онлайн контакт с работами: на сайте «Граунд Солянки» доступны видеоэкскурсии и выпущен каталог.
Живой контакт с работами и их авторами — в том числе смелыми российскими дизайнерами, многие из которых впервые решились на «ювелирные высказывания» — был очень коротким. Многое хотелось бы обсудить, но не было шанса. Мы решили восполнить этот пробел, просто взяв и начав беседу.
Ниже — обзор работ и мысли по поводу. Собеседницей нашего главреда Ольги Кулейкиной стала соорганизатор выставки «9 марта», автор ее концепции и колумнист Ювелирума с темой контемпорари Белла Антонио. Какие вопросы на самом деле исследуют авторы*, что больше волнует наших, а что — зарубежных дизайнеров, какие темы остались за кадром, и даже какие требования имеет смысл предъявлять к контемпорари-украшениям — читайте в нашем диалоге. Конечно, письменном, как полагается при пандемии.
*в таблице под текстом — обобщение главных тем выставки.

Ольга Кулейкина @olgakuleikina (фото Беллы Антонио); Белла Антонио @podmasterje (фото Ольги Кулейкиной)
О.К. Белл, я не знаю, что ждала ты от участников из России, но я, говоря честно, привыкла, что российский дизайнер довольно сдержан. “Нашим людям” свойственно сделать нечто абстрактное, часто — красивое и интересное, но никак свою работу не подавать. Прямые высказывания, свойственные контемпорари, у нас обычно прячут за размытыми фразами, социальные темы для работ практически не выбирают. Редкие исключения — Тина Хмельницкая с серией работ #саманевиновата, где она использует выбитые зубы пострадавших от насилия женщин, о котором я писала на Ювелируме, Татьяна Корнева с “Фем-распятием” о том, как компании торгуют идеями феминизма для продвижения своей продукции.. Поэтому я и ждала, что от наших дизайнеров будут работы с самокопанием — о чем-то вечном и абстрактном (и да, они были, были!). Но удивилась, что было и достаточно много резких, прямых и очень болезненных.
Б.А. Мне и хотелось резких крутых работ (я же резкая :) на социальную тему. Или вдумчивых аналитических, но не абстрактный “взгляд и нечто”. Соглашусь, что в этом смысле одна из задач выставки выполнена. Я думаю, сдержанность российских дизайнеров связана с тем, что не было среды, необходимости, call to action для социального высказывания. А теперь, если коронавирус не убьет всё вообще, такая среда зарождается благодаря выставке. Люди знают теперь, что “а чо, так можно было”, и не в стол, а в одну из лучших галерей современного искусства Москвы.
О.К. Да, наши дизайнеры меня удивили — еще и тем, что многих авторов я не узнала по их работам, выставка сподвигла их сделать то, что они не делали до сих пор. Но, кстати, по поводу иностранных дизайнеров у меня тоже был стереотип. В таблице под текстом я выделила тему “легализация женских половых органов” — назвать их вслух, и погромче. Мне казалось, что процентов 80 их работ будет именно про это. А сейчас насчитала всего 5, плюс 3 — русских (куда включаю также не попавшую на выставку работу Владимира Маркина “ПМС”). Почти не перекос (правда, здесь поработали и организаторы, отсеявшие вещи совсем без идеи).
Б.А. Да, поскольку для меня это была выставка — исследование (несостоявшееся), я среди себя выдвигала гипотезы, которые анализ экспонатов должен был подтвердить или опровергнуть. Одна из гипотез была как раз в том, что прямых высказываний на тему половых органов будет больше у российских участников, чем у западных. Просто потому что для нас, кто бы что ни говорил про равенство в советском союзе, феминизм, как возможность быть собой, тема менее понятная, имхо. В итоге, гипотеза неверна, как мне видится. Потому что многое зависит не столько от социокультурных особенностей той или иной страны, сколько от конкретного автора. Его умения рефлексировать, анализировать и т.д. Ну и некоторые российские авторы меня удивили. В хорошем смысле. Не фантазиями на тему органов, но вообще).
О.К. Кстати, зачем вообще нужны украшения про условную вульву (эта часть женского тела прямо чемпион), где сам орган и есть идея? Ведь в этом есть что-то детское? Сказать громко то что вроде не принято, пусть все позлятся? (что и произошло со знаменитой “прокладкой Маркина”).
Б.А. Этот опрос мы обсуждали с психологом Настей Бутенко в интервью для рубрики “почему мне важно”. Вкратце: это то, о чем надо сказать, чтоб уже перестать об этом говорить. Ну и совершенно очевидно, что изображения члена (и мужская телесность, секcуальность) вполне легитимны искусстве (и на заборе), а вульва и всё, что с ней связано, то есть женская телеcность и секcуальность в принципе, воспринимается как грязное, стыдное, тэдэ. Или как кхмм.. предмет пользования, не что-то самостоятельное и самоценное. Типичнейший гендерный стереотип и перекос. С которыми таким прямолинейным способом и борются вульвообразные экспонаты хх)). Да, есть такая картинка, где мужик с попкорном на диване поглощен просмотром какого-то кровавого боевика. На следующей картинке он в обмороке от вида капли крови на прокладке.

Катя Бочавар @bochavar, Россия. Слеза комсомолки

Into-Into @in2into, Россия. «Драгоценные части»

Анна Рисс (Anna Riess) @riessannariess, Австрия. Сиська-брошка
О.К. Когда я составляла таблицу по темам (таблица — внизу под текстом), мне очень интересно было посчитать, какие темы интересуют больше русских дизайнеров, какие — иностранных (хотя разделение на наших и иностранных немного условно, учитывая что кто-то уехал, но мыслями здесь, а кто-то и уже полностью там). И сюрприз: нет таких мировых тем, мимо которых мы готовы пройти. Распределение в целом оказалось довольно ровное. Зато есть темы почти что чисто русские. И есть, конечно, смысловые акценты по наполнению одних и тех же тем, иногда очень заметные. Планировалось ли делать какой-то анализ по ходу выставки?
Б.А. Да, изначально такой анализ закладывался в исследование.
О.К. Из очень “русских” тем внезапно отметился феминизм. Очки «Неправильная феминистка» Алины Абаевой, непринятое (как я поняла, из-за креста) «Фем-распятие» от Корневой, кричаще-розовое Liberta от Светланы Филимоновой — про «обратный тоталитаризм», когда тебя вынуждали «носить женственное и розовое», а сейчас наоборот — ты феминистка, и ты должна быть как-то того, не дай бог не нежной.. Значит ли это, что концепция феминизма в его западном виде не очень приживается у нас?
Б.А. Думаю, дело не в западной концепции феминизма. А в российской «кто не с нами, тот против нас», и постоянном желании дать оценку мировоззрению другого человека. То есть эти работы — еще и про выстраивание границ. И отвоевывание права быть действительно собой, а не карикатурной феминисткой-функцией с чётким набором дифференциальных признаков. Мне очень нравятся эти работы и по смыслу и по форме. Ровно те высказывания, которые могут породить диалог, которого я так хотела.
О.К. Про институт брака (фальшивый, с кучей условностей) — тоже в основном наши работы. Ироничная серия Марии Мамкаевой «Идеальные мужчины» — с ними, как и с другими иллюзиями, распрощается девушка после вступления в брак; правдивая, с женским обручальным кольцом а-ля рыболовный крючок (туда легко, назад — больно) Маши Стариковой, «Канцелярские скрепы» Кирилла Стрюка — там все понятно из названия. Может, это от аллергии на постсоветские ЗАГСы?
И важная тема — обесценивание женского труда. И в этой подгруппе пьедестал, так сказать, целиком завален нашими медалями (работами). Просто гимн этой теме — «Эффект Матильды» Марии Мамкаевой, которая специально изучила научные сферы, в которых открытия делали женщины, но славу у них «увели» (угадайте кто). И тонкая по смыслу работа Ирины Латкиной (кстати, вообще не в ее привычном стиле) — «Бремя», колье-ярмо, закамуфлированное под милый розовый (работа по дому она такая, да — приятная и легкая). Потому что болит именно у нас? На западе уже отболело?
Б.А. Тут то же самое, имхо. Стереотипы. И люди, постоянно и беспардонно нарушающие твои границы, чтоб объяснить тебе, что женщина должна выйти замуж и хранить очаг, а мужчине не обязательно жениться, но он должен быть добытчиком. То есть болит, кмк не из-за самого стереотипа, а от формы его предъявления, навязывания и контроля соответствия ему.
Феминизм, women empowerment:

Светлана Филимонова @filimonova_sn, Россия. Колье «Liberta»

Алина Абаева @rhejajewellry, Россия. Артобъект очки «Неправильная феминистка»

Татьяна Корнева @janta_jewellery, Россия. Колье «Фем-распятие» (работа не принята в экспозицию)

Тарья Полякова @cordontersi, Россия. Брошь «Красная Шапочка съела волка»

Максим Сытников @max_sytnikov, Россия. Брошь «Орден»

Алиса Лециус @alisaletsius, Россия. Колье «Всё кончено»

Филип Саже @philipsajet, Нидерланды. Кольцо «Многочлен»
Брак:

Даша Хорева @olovo_jewellery, Россия. Кольцо «Сердце»

Кирилл Стрюк @durnaya_zateya, Россия. Канцелярские скрепы

Маша Старикова @super_starikova, Россия. «Кольца»

Игорь и Катерина Комовы @alchemia_designers_jewellery, Россия. Серия колец «Нестандартная помолвка» (Anarchy, Hello Kitty, Mars, Memories, Neutral, Pygmalion)

Мария Мамкаева @mamkaevamaria, Россия-Бельгия. Свадебная брошь «Homo volans» (Князь Тьмы Леопольд III), серия «Идеальные мужчины»

Мария Мамкаева @mamkaevamaria, Россия-Бельгия. Серия колец «Комплиментарность»
Обесценивание труда женщин:

Мария Мамкаева @mamkaevamaria, Россия-Бельгия. Колье «Эффект Матильды»

Ирина Латкина @liv_jewellery, Россия. Колье «Бремя»
О.К. Одинаково больной темой для всех оказалась тема социального давления на женщин, которые «прелесть какие дурочки», а если чем-то недовольны — так это же истерика или «у нее пмс/мужчины долго не было», не обращайте внимания. Тему вот этого «затыкания рта» (будь такой какой ждёт общество) именно наши дизайнеры решили кардинально — в экспозицию попало аж три вида масок-намордников, в том числе колющих свою хозяйку изнутри. Страшновато и очень образно — молчите, девушка (вспомнились истории отправок мужьями жен к психологу, «пусть там тебе полечат нервы»). Но и среди иностранных участников довольно сильные и не менее страшные работы — например, маска на глаза “Истерия” (автор из Новой Зеландии) — о выдуманной “чисто женской” болезни, по сути сводящей на нет любое предположение о праве на чувства.
Теперь о темах, которые общие. Принятие женщиной своего тела, его обесценивание («куда ты лезешь, тебе еще рожать») и возвращения контроля над ним — наверное, одна из самых болезненных тем для иностранных участников (сужу по количеству работ). Яркий пример — «кольца-соски» австрийцев VALK jewelry в честь истории с итальянской девушкой, капитаном морского дозора и представительницей благотворительной миссии Каролой Ракете, которая взяла на себя ответственность за судьбу 50 африканских беженцев, но массовое обсуждение публики вызвал не ее смелый поступок, а просвечивающие сквозь футболку соски. Кстати, эту же тему поддержал российский автор Кирилл Стрюк — в его серии женский сосок, мало отличный мужского, тем не менее прикрыт кусочком бумаги. По этой теме вообще много ярких работ — в их числе «Мой прекрасный внутренний мир» Марии Лыковой с 3D-моделью собственной челюсти автора.
Б.А. Да, сексуализация, объективация женского тела проблема, актуальная для всех. Первый экспонат, который пришёл мне в голову ещё до начала подготовки к выставке, и который я конечно же не сделала, был на тему кормления грудью в общественных местах “прикройся женщина”.
О.К. Да-да, прикройся, а лучше сиди дома (вот кстати пусть все, кто такое советовал, прочувствуют всю глубину ощущений с такого “сидения” — на карантине).
Обесценивание личности:

SAYMO @saymo.than.jewellery, Россия. Маска «Я ничего не скажу»

Weld Queen @weldqueen, Россия. Маска «Намордник»

Phosphor @phosphor_jewelry, Россия. Маска Monstrum

Катя Рабей @rabeyka, Россия. Judgements

Алёна Смирнова, @a__s__m__i, Россия. Колье «Розовая цепь»

Татьяна Лобанова, Россия/Казахстан. Серия «Часики тикают»

Кэтрин Йейтс kathrynyeats.co.nz, Новая Зеландия. Маска для сна «Истерия»
Объективация тела:
Алина Абаева @rhejajewellry, Россия. Брошь-менструальная чаша «Не стыдно»

Кирилл Стрюк @durnaya_zateya, Россия. Кулон «Сосок»

Марина Анохина @amarin_marin, Россия. Кольцо «Моё тело — моё дело»

Мария Лыкова @lykova.jewellery, Россия. Мой прекрасный внутренний мир

Майя Котельницкая @mayakotelnitskaya, Украина. Без названия

Керен Гиспан @keren_gispan, Израиль. Брошь «У меня вчера был секс»
О.К. Отдельная сильная тема этой выставки — проблема насилия. Лезвия для женского обрезания (Испания/Греция), кольцо «02» Ирины Габелия («вот убьёт — тогда и звони»), работа Тины Хмельницкой, знакомая серия Force выпускницы Британки Анастасии Кучеренко — из наших. Уровень сопереживания и осознанности международных авторов впечатляет, но мне страшнее (и, прости, ценнее сейчас) — наши работы, поскольку речь в них идет о том ужасе, что происходит у нас прямо сейчас.
Еще одна важная тема, пока что мало раскрытая в нашем инфопространстве — возраст женщины, ее «стирание» из общества как только перестает восприниматься «хорошенькой», сексуальным объектом. Из ярких работ — Елены Беловой, с короной на поседевших волосах самой художницы, и Али Загировой, которую я знаю по работам из янтаря, но в роли «янтаря» в ее кольцах в этот раз выступил тающий тростниковый сахар.
Поиск новой идентичности женщины после того, как поломались все ее старые роли, думаю, стал лейтмотивом всей выставки, такой ее «философской» частью. И кстати, именно в этой теме по работам на выставке я вижу какую-то растерянность, как минимум в «международном секторе». Как будто долго бежали, боролись, победили — и что-то сломалось внутри, вот это «с собой наедине», когда не с кем бороться. У русских дизайнеров, как всегда, все пока проще — бороться есть с кем). В «Четках среднестатистической женщины» Татьяны Корневой (эту ее работу в экспозицию приняли:), каждая бусина имеет наклейку со словом, вырезанным из популярных женских журналов. Как говорят консультанты, первый этап стратегии — зафиксируйте, где вы сейчас.
Кстати, а что насчет традиционных взглядов на отношения мужчина-женщина? «Исчезающая женщина» в заголовке статьи — это ведь и про это тоже. Женщина-вода, которая поймет, поддержит и вдохновит в том смысле, что вкладывали веками, как-то стремительно исчезает на Западе. Но не у нас. Я почему-то ждала, что именно русские дизайнеры озвучат тему традиционных отношений, хотя бы из ёрничества). Никто не рискнул?
Б.А. Думаю, дело в возрасте. Российские участники — плюс минус мои ровесники (мне 38) и младше, для нашего поколения, имхо, вопрос не стоит так остро. Или остро, но есть и темы поострее). То есть, мы уже присвоили право быть кем хочешь — водой-огнём-воздухом-землей — среди себя и своего ближайшего окружения. Это я по себе сужу, конечно)), но наверное имеет смысл посмотреть комменты под материалом от наших участников.
О.К. Так, раз уже начала тема «чего бы ещё».. Дизайнеры затронули тему страха современных женщин — в первую очередь перед мужчинами, попаданием снова в зависимость, страх этой боли. Даниэль вон Вейнбергер, Бельгия, «Не трогай меня», серия колье с шипами и свистками — как раз о том. И мне кажется, это сейчас это какая-то прямо сильная боль, где-то не осознаваемая, но может быть естественная как этап, который надо пережить? Но без зависимости не может быть и близости. Про близость тут, пожалуй, только работа Аллы Ожеговой, которая мне очень близка — «We are one» (переплетенные волосы разных женщин). (Дополнение от 14.04: автор уточнила, что «волосы не только женские, но в том числе и нескольких мужчин, даже одна борода немного поучаствовала)» — так что близость вышла вполне общечеловеческая, примечание ЮВЕЛИРУМ).
Б.А. Но это близость женщин. Типа сестринство. Человеческой близости, так чтоб без оглядки на гендер — нет, к сожалению.
О.К. Еще одна тема, которой мне не хватило — родительство. Наверное, она понятна лишь тем кто в нее погрузился велением судьбы. Но это — источник дикого количества переживаний, переоценок себя и опыта, и отношений с собственными родителями, причина, мне кажется, 70% походов к психотерапевтам. Работа «В движении» — единственная на выставке, которая касается материнства, ее готовила молодая мама, и это, к слову, одна из самых сильных работ (она вынесена на обложку каталога). Твоя работа, Белла, работа с гинекологическим зеркалом-брошью — не принятая на выставку из-за крестов, вроде бы тоже говорит о материнстве — решение стать мамой должно приниматься только женщиной и точно не церковью.
Б.А. Ну, моя работа скорее тоже про границы. Про их отстраивание. Я не знаю, почему нет работ про материнство. Может, потому что всем окунувшимся и так понятно, и они наговорились об этом в песочницах, чатах, поликлиниках.. Ну, и многие проблемы материнства — штука вторичная по отношению к собственно гендерным стереотипам, проблемы материнства и гендерные стереотипы находятся в причинно-следственных отношениях. То есть, вроде как по теме, а вроде и нет.
Материнство:

Батами Бентор, Израиль. “В движении”
Насилие:

Екатерина Корж, Россия. Its not a crime, its family bonds

Анастасия Кучеренко @aiajewelry, Россия. Force

Кирилл Стрюк @durnaya_zateya, Россия. Губы

Ирина Габелия, Россия. Кольцо «02»

Тина Хмельницкая @tinakhmelnitskaya, Россия. #саманевиновата

Ксанти Кальдели, Испания/Греция. “Лезвия”
Возраст и «невидимость» женщины:

Елена Белова @elena_a2person, Россия. Корона

Аля Загирова @d.guslik, Россия. Серия колец «Трансформация»

Анат Абукайя, Израиль. “Выгоревшая”
Поиск идентичности женщины:

Татьяна Корнева @janta_jewellery, Россия. Бусы «Чётки среднестатистической женщины»

Лиза Ольшанская, Россия. Бельё

Цагана Бадаева @tsaganabadaeva, Россия. Цветок Лотоса

София Захарова, Россия/Израиль. Помолимся?

Хебе Архентьери, Аргентина “Пусть ничто нас не определяет”
Близость, гендер vs. человечность:

Алла Ожегова @ozhegova_jewellery, Россия. We are one

Валерий Середин @valeri_seredin, Россия. Wow-man

Юрий Былков @bylkov, Россия. Кольцо «Просветы»

Даша Хорева @olovo_jewellery, Россия. Кольцо «Обезболивающее»

Александр Ненилин @outsider_accessories, Россия. Come Alone

Татьяна Холоднова @kholodnova, Наталья Сталюкова @natalya_stal, Россия. Комплект брошей «Amitis»

Максим Сытников @max_sytnikov, Россия. Брошь «Букет»

Даниэль вон Вейнбергер, Бельгия. Не трогай меня

Фелике ван дер Лист, Нидерланды. “Хацегоптер икс и загадочные яйца”
О.К. А есть темы, которых не хватило тебе?
Б.А. Мне не хватило собственно диалога. В большинстве своем работы профеминистические и манифестативного характера. Только некоторые работы затрагивают тему мужской социализации и стереотипов о мужчинах, которые мешают жить и женщинам и самим мужчинам (Старикова, Рыженков). Только некоторые работы предполагают вопросы и диалог. Но это уже вопрос не к авторам. Скорее к тому, что затронутые проблемы слишком болезненны пока. Пока хочется выйти в лес (выставку) и проораться. А потом уж можно будет и в диалог).
Очень хочется отметить работу Пети (One Day Art) — колье «Кадык», единственная часть тела, которая неотделима от мужской физиологии, ее нельзя «пересадить», но ею можно поделиться — взять и надеть.. Это трогательно, профеминистично, но без прогибания под. Ну и форма прекрасна).
Ещё мне на хватило моей запрещенки и несделанной работы про феминитивы).

Маша Старикова @super_starikova, Россия. Парни не плачут

Павел Рыженков @ryzhenkov_jewelry, Россия. Настоящий мужчина

Петя Бизар @1dayart, Россия. Чокер «Кадык» (фото предоставлено автором)
О.К. А с ювелирной точки зрения? Как уровень? Должны вообще к контемпорари-работам применяться те же требования, как к ювелирному искусству в целом? (берем его трактовку образца “советский авангард”).
Б.А. Ожидаемо, что российские авторы были более традиционны в вопросах формы и материалов. Что приближает их скорее к контемпорари дизайну и крафту, нежели арту. Есть немало работ в лоб (как впрочем и у иностранных коллег). Но так наверное и должно быть, да. Но случились и совершенно чудесные вещи. «Корона» Елены Беловой, например. Это одна из самых сильных работ на выставке и по форме и по содержанию. Это действительно арт объект.
Про требования для контемпорари — лично у меня они следующие:
- Чистота высказывания. Чтобы высказывание максимально читалось из самой работы и, если это необходимо, из экспликации, как в случае с работой “Кадык” или с моей запрещёнкой: не все знают, как выглядит гинекологическое зеркало, и что кадык — единственная часть мужского тела, которая остается даже после перехода в другой пол. Если же работа — это условный просто цветок, а в экспликации накручена куча смыслов, которые никак не читаются из самой работы (фактура, цвет, свет, размер, материал и тд), то, имхо, это неудачная работа. Или наше традиционное “взгляд и нечто”, что, имхо, просто другой жанр — авторская ювелирка.
- Момент неожиданности, который можно объяснить через феномен бисоциации (см. А. Кёстлёр) — соединение несоединимых до этого идей. Причем не вообще до этого (всё уже когда-то было), а вот в какой-то определенный отрезок времени и в определенном лингвокультурном сообществе разного масштаба и параметров (возраст, пол, профессия) и контексте. Вспомним работу студента Британки Артёма Букреева — камни в пакетах. Это бисоциация? Да, Это было? Да, но не в таком контексте. Считывается концепция без экспликации? Да, не целиком, но в большей степени.
- В идеале вещь не должна быть тиражируемой. Либо чисто физически это невозможно, либо бессмысленно прежде всего для самого автора — он уже сказал, что хотел, повторять в дуло для тех, кто в танке, не имеет смысла. Тут следует сказать, что нужно отличать тираж от повтора и копии. Почти любое произведение искусства, в том числе и ювелирного (высокого и контемпорари) теоретически можно повторить (автор делает это по спецзаказу, на продажу или для себя любимого зачем-то), либо скопировать (плагиаторы, любители, которые делают копии из любви к искусству, студенты творческих специальностей). При этом отношения устанавливаются оригинал — копия/повтор. И чем больше повторов, тем хуже автору, имхо. Либо образ стирается, либо оригинал потихоньку обесценивается (хотя наверняка есть и другие случаи, но это к искусствоведам), в любом случае, обывателю становится непонятно — а с чего это искусство? Тираж же — это про дизайнерские и массмаркетовые штуки. И тут отношения мастер-модель — тираж. И чем больше тираж, тем лучше автору. Продажи, вотэтовотвсё. Чувствуете разницу? В общем у арта могут быть копии и повторы. А тираж — это уже про промдизайн. Хотя хороший дизайн имеет право быть на выставке наряду с артом, имхо. И опять же есть исключения. Тот же Артём Букреев. Это арт? Имхо, да. Можно его тиражировать? Нужно (кстати, где тираж, Артём?!)). Вот такой синкретизм).
Все ли экспонаты соответствуют этим критериям? Нет. И это нормально. В конце концов, это мои личные критерии для идеального объекта в сферическом вакууме). И скорее пожелания, чем требования. Ну и кураторов было четверо).

Екатерина Сисфонтес @designsiska, «В глазах смотрящего»

Владимир Маркин @markinjewelry. Брошь «ПМС» (не успела попасть в экспозицию)

Белла Антонио @podmasterje, Россия. Брошь «Против вмешательства церкви в репродуктивные решения женщин» (не была принята в экспозицию)
О.К. Ну и еще раз, в целом по темам.. Пытаюсь понять, что я вынесла из всех работ с выставки.
По теме «феминизм» — заявленной как основная. Что значит феминизм — если бы нам пришлось судить об этом термине по экспонатам (пусть мы прилетели с другой планеты и изучаем местные понятия). «Не тронь меня» — вот это суть движения?
Что главное в повестке на момент — у нас и за границей? У нас, насколько вижу по самым ярким работам, — обрести себя как личность, прекратить насилие и унижение. В мире — добиться максимальной независимости, даже — отсутствия зависимости, взять контроль в свои руки? Так ли это? Опять немножко страшно, и от того и от другого.
И, если уж зашло, насколько важен гендер как самоопределение? Вопрос «кто я?» — насколько ценно давать на него ответ, определяя себя в первую очередь с точки зрения гендера, а не, например, с профессиональной, какой-то общечеловеческой?
Пишу все эти вопросы и понимаю — выставка состоялась, а разговор пока, похоже, нет (ну кроме бурного общения в комментах с обсуждением прокладки Маркина:).
Б.А. Да, разговоры должны были состояться. Круглые столы и паблик токи в галерее, прямые эфиры с авторами, блогерами, посты в сетях и тэдэ. И про феминизм, и про судьбы ювелирки. Но сначала я ушла из проекта. Потом пришёл коронавирус. И всё.
О.К. Как думаешь, способны такие проекты что-то менять, или меняется все само, естественным ходом эволюции, а контемпорари-выставки лишь призваны фиксировать точки боли?
Б.А. Фиксация точки боли — первый шаг к переменам, имхо. Но это лучше у психологов/социологов спросить.
Спасибо Маше Стариковой, Кате Рабей и Александре Павловской за помощь с подготовкой материала для публикации. Каталог выставки «9 марта» можно приобрести в печатном или электронном виде, написав организаторам сообщение в директ в инстаграм-аккаунте выставки @9march_project.
Основная часть предметных фотографий в нашем тексте — Арсений Кунцевич.
Анализ тем международной выставки "9 марта" (о гендерных стереотипах и феминизме)
ТЕМЫ | РОССИЙСКИЕ (И НЕКОТОРЫЕ РУССКОЯЗЫЧНЫЕ ИЗ ДРУГИХ СТРАН) АВТОРЫ | ИНОСТРАННЫЕ АВТОРЫ |
---|---|---|
“Легализация” женских половых органов и процессов | Катя Бочавар, "Слеза комсомолки" | Риль Гринфельд, Израиль, “Бубизм” |
into|into, "Драгоценные части" | Лука Уйвари-Жига, Венгрия, “Вне контекста” | |
Владимир Маркин, "ПМС" (не принята в экспозицию) | Габриела Рамирез Мичель, Мексика, “Кольцо с листком-вульвой” | |
Барбара Тутифрути, Мексика, брошь "Ла Конча” | ||
Анна Рисс, Австрия, “Сиська-брошка” | ||
Поиск идентичности женщины в новых условиях. Смена привычных ролей и трудности на пути | Лиза Ольшанская, “Белье” | Линда Савино, Бельгия, "Не шлюха и не Мадонна" |
Елена Белова, серия фото “Богиня очага” | Хебе Архентьери, Аргентина, “Пусть ничто нас не определяет” | |
Цагана Бадаева, “Цветок Лотоса” | Сигрун Палмизано, Австрия, “Голубое небо” | |
Татьяна Корнева, "Четки среднестатистической женщины" | Цянь Ван, Китай, “Я не варю макароны..” | |
Лиза Фурно, Австралия, “Социально сконструированные” (расплавл.прищепки..) | ||
София Захарова, Россия/Израиль, "Помолимся?" | ||
Ольга Черешнева, Россия/Чехия. Серия "Выбор", "Капсула" | ||
Тамар Пэйли, Израиль, "На краях одежды её" | ||
Кайя Ансип, Португалия/Эстония, серия "Сердечные замки" | ||
Концепция феминизма сегодня, правильный и неправильный феминизм | Алина Абаева, очки "Неправильная феминистка" | |
Светлана Филимонова, "Liberta" | ||
Макс Сытников, "Орден" | ||
Татьяна Корнева, "Фем-распятие" (не принята в экспозицию) | ||
Empowerment, женская сила | Алиса Лециус, "Все кончено" | Филип Саже, "Многочлен" |
Тарья Полякова, "Красная Шапочка съела волка" | Франческа ди Чаула, Италия, "Ведь ты этого достойна" | |
Орион Ивлиев, кастет "Heartgina" | ||
Йеннифер Хус, Нидерланды, "Генезис" | ||
Be Garcia, Испания, “Лучшие друзья девушки” | ||
Институт брака, его фальшь, отсталость, неравные ожидания | Мария Мамкаева (Россия/Бельгия), серия "На свадьбу", "Мезальянс", "Комплиментарность" | Маайян Фима, Израиль, "Обручальные кольца" |
Игорь и Катерина Комовы, серия "Нестандартная помолвка" | ||
Даша Хорева, кольцо "Сердце" | ||
Маша Старикова, "Кольца" | ||
Кирилл Стрюк, "Канцелярские скрепы" | ||
Переживание материнства | Батами Бентор, Израиль. “В движении” | |
Социальное давление, вынуждающее испытывать стыд, соответствовать ожиданиям. Объективация женщин | Катя Рабей. Judgements | Карин Кент, Норвегия, “Девственница или нет?” |
Алена Смирнова, "Розовая цепь" | Татьяна Лобанова, Великобритания/Казахстан, “Часики тикают” | |
Эрато Кулуби, Греция, “Жертва еды” | ||
Фелике, "Мисс Вселенная" | ||
Обесценивание женского труда, женщина как полезная функция | Ира Латкина, колье “Бремя” | |
Мамкаева, "Эффект Матильды" | ||
Объективация личности женщины, непризнание человеческих прав, права на мнение и эмоции, и внутренние связанные с этим проблемы | Weld Queen, маска “Намордник” | Кэтрин Йейтс, Нов.Зеландия, маска для сна "Истерия" |
SAYMO, маска "Я ничего не скажу" | Любовь Кедрина, Эстония, украшения для губ "Пассивный наблюдатель" | |
Фосфор, маска "Монструм" | Роберта Бернабей, Великобритания, "Общественный разговор" | |
Социальная проблема неравноправия, где на выходе - физическая угроза для женщин, насилие | Екатерина Корж, "Its not a crime, its family bonds" | Ксанти Кальдели, Испания/Греция, “Лезвия” |
Анастасия Кучеренко, "Force" | Кэтрин Грокотт, Австралия, "Невидимые коренные народы" | |
Кирилл Стрюк, "Губы" | Орион Ивлиев, Израиль, "Вич+" | |
Ирена Габелия, кольцо "02" | Лорена Лазард, Мексика, "Ни одной больше" | |
Тина Хмельницкая, #Саманевиновата | Анна Батвел, Сша, "Ее точка зрения (ВПЧ)" | |
Объективация женского тела, тело как функция для деторождения и сексуального удовлетворения мужчины, контроль над своим телом | Майя Котельницкая, Украина, “Без названия” | Лайла Мари Коста, Австралия, “Спасибо фармацевтич.компаниям” (контроль зачатия и риски) |
Алина Абаева, "Не стыдно" | Керен Гиспан, Израиль, “У меня вчера был секс” | |
Кирилл Стрюк, кулон "Сосок" | Кьяра Мартина Даванцо, Швейцария, "ITouch", "Загляни" |
|
Татьяна Холоднова-Наталья Сталюк, "Amitis" | Ютте Лёпентин, Дания, “Женщины бывают всех форм” | |
Марина Анохина, кольцо "Мое тело-мое дело" | Timothy Information, Великобритания, серия "Надувание", "Идет снос", … (секс в рекламе) | |
Мария Лыкова, "Мой прекрасный внутренний мир" | Valk Jewelry, Австрия, "Соски" | |
Белла Антонио, брошь "Против вмешательства церкви в репродуктивные решения женщин" (не принята в экспозицию) | Анн Лан, Дания, "Femme and fab" | |
Возраст женщины как фактор ценности и “видимости” | Елена Белова, "Корона" | Анат Абукайя, Израиль, “Выгоревшая” |
Аля Загирова, "Трансформация " | ||
Гендерная идентификация vs. человечность? | Валерий Середин. "Трансформер" | Йотам Бахат, Израиль, “Я стану папой” |
Алла Ожегова, "We are one" | Фелике ван дер Лист, Нидерланды, “Хацегоптер икс и загадочные яйца” | |
Юрий Былков, "Просветы" | Холланд Худек, США. "Имплант плечевого сустава" | |
Петя Бизар, чокер "Кадык" | Огустин Жан и Жюль Майо, Франция. Кастет "Внезапная стычка" | |
Даша Хорева, кольцо "Обезболивающее” | ||
Не только феминизм. Стереотипы, бьющие по мужчинам | Маша Старикова, "Парни не плачут" | Карло Лючиди, Италия. "Катарсис" |
Павел Рыженков. "Настоящий мужчина" | Юсси Ярвинен. "Соевый мальчик" | |
Мужчина и женщина. Страх и взаимное принятие, эмпатия | Outsider Ненилин, "Come alone" | Даниэль вон Вейнбергер, Бельгия, серия "Не трогай меня" |
Максим Сытников, брошь "Букет" | , Екатерина Сисфонтес, Швеция, "В глазах смотрящего"" |
Оставьте пожалуйста ваш комментарий: