Лаковая миниатюра известна благодаря предметам декоративного искусства. Это ремесло чаще других ассоциируется с сувенирами и практически не имеет отношения к ювелирному делу.

Долгое время украшения в этой технике создавались мастерами одиночками. Однако сегодня появилась возможность по-новому взглянуть на художественные возможности техники лаковой миниатюры: марка Larina. Jewellery Accents первой начала применять эту технику для создания эксклюзивных женских украшений.

История лаковой миниатюры

Несмотря на то, что лаковая миниатюра считается традиционным русским промыслом, в Россию она была «привезена» только в конце 18 века. Купец Петр Коробов владел собственным производством армейских лаковых козырьков. Во время одной из своих заграничных поездок он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, Германия, где и познакомился с технологией лаковой миниатюры. По возвращении в Россию он открыл фабрику по изготовлению популярных в то время табакерок, которые украшали живописными миниатюрами. Небольшой размер и искусность выполнения придавали этим предметам особую ценность.

За время существования технология создания многослойной росписи в лаковой миниатюре мало изменилась. Зато художественные возможности значительно расширились — во многом благодаря разнообразию используемых в этой живописи материалов.

Технология живописи

Многослойная живопись выполняется масляными красками по декоративным металлическим грунтам с использованием сусального и твореного золота, перламутра, серебряной и бронзовой декоративных паст. Каждый слой росписи покрывается лаком и в течение шести часов сушится в печи. Для полировки используются специальные полировочные пасты.

Эскиз росписи прорабатывается на бумаге, а затем с помощью кальки переносится на заготовку, покрытую металлическим грунтом. Сама роспись происходит в три этапа.

На первом – рисунок наносится крупными цветовыми пятнами без детальной проработки. Затем заготовку сушат в печи на протяжении 6 часов при температуре 60 градусов. Это позволяет пигментам закрепиться на грунте. После чего первый слой росписи покрывается лаком и вновь отправляется в печь на 4-6 часов.

Перед нанесением второго слоя поверхность матируется с помощью тончайшей наждачной бумаги. Только после этого краски «лягут» на лак. На втором этапе художник прописывает мелкие элементы и детали рисунка. И вновь заготовка покрывается лаком и снова выдерживается до шести часов при высокой температуре.

На третьем этапе, после матирования поверхности, художник прорисовывает самые сложные элементы, расставляет акценты твореным золотом. После чего художественная вставка с уже готовым рисунком просушивается в печи и покрывается лаком.

_VM_3514

Каждая сторона, каждая грань прорабатывается отдельно. Это означает, что только на изготовление росписи для одного украшения уходит несколько дней.

Уже расписанную ставку покрывают несколькими слоями лака. Каждый просушивают в печи, матируют, а затем наносят следующий. Это придает объем, блеск и прочность украшению. Последний слой полируется специальной пастой.

Краски и другие материалы в лаковой миниатюре

Лаковую миниатюру можно создавать разными красками, как с плотными, так и прозрачными пигментами. В живописи также используют сусальное и твореное золото, перламутр. Все эти материалы дарят безграничные возможности для выражения художественных замыслов миниатюристов.

Металлические грунты серебряного и золотого оттенков придают росписи объем и внутреннее свечение. Использование перламутра придает рисунку особые светоотражающие свойства, делая его еще более привлекательной. Этот материал часто используют при написании пейзажей или неба. Сусальное золото, которое используют как базу, так и для оформления отдельных элементов, делает живопись по-настоящему драгоценной.

Использованные в росписи краски и материалы «любят» солнечный свет, они не тускнеют со временем и не меняются, сохраняясь в первозданном виде.

Создание ювелирных украшений требует более тонкой работы миниатюриста из-за сравнительно небольшого размера и обилия мелких деталей. Кроме того, для этого ремесла не свойственна орнаментальная роспись, а именно она наиболее выигрышно выглядит на украшениях.

Ювелирная работа

В ювелирных украшениях с лаковой миниатюрой драгоценная часть остается на вторых ролях. Золото и камни являются достойным обрамлением для живописи.

Несмотря на скромную роль ювелирной части, такие украшения сложны в исполнении. Лаковая миниатюра -деликатный и нежный материал, с которым справится далеко не каждый ювелирный мастер. Дело в том, что любое воздействие металла может повредить эту художественную вставку.

Работая с драгоценными камнями, ювелир может подгибать элементы оправы, подрезать край, постукивать молоточком. Для лаковой миниатюры такое воздействие может быть губительно. Металл не должен входить в трение с лаковой миниатюрой, иначе он повредит лак и роспись.

Художественная вставка помещается в уже отполированную оправу, как влитая, с первой попытки. Это драгоценное обрамление становится не только декоративным элементом украшения, но и защитой живописи от повреждений.

Как ухаживать за лаковой миниатюрой

Украшения с лаковой миниатюрой будут радовать вас долгие годы и десятилетия, если быть к ним внимательными. Художественная вставка любит бережное обращение. Протирайте ее только сухой мягкой тканью – мелким бархатом или фланелью.

Роспись под лаком надежно защищена от повреждений, однако сам лак может быть поврежден по неосторожности. Желательно избегать длительного воздействия влаги на лаковую миниатюру.

Как и любые другие украшения, драгоценности с лаковой миниатюрой рекомендуется хранить отдельно от остальных украшений. Острые или шероховатые поверхности могут поцарапать лак. Ультразвуковая чистка даже в ювелирной мастерской также может повредить лак.

Говорят: «Красота требует жертв». Про украшения с лаковой миниатюрой можно сказать, что такая красота требует творческого подхода и усилий.

Раздел ЮВЕЛИРНЫЕ ТЕХНИКИ И СТИЛИ | Горячие и холодные эмали | Ростовская финифть | Грузинская эмаль | Перегородчатая эмаль | Чернение серебра | Плетения браслетов и цепей