Современное ювелирное искусство в Эстонии: интервью с Кэтли Тийтсар

У России и Эстонии во многом совпадает недавнее «ювелирное прошлое». Во время Советского Союза законы точно так же ограничивали эстонских ювелиров в работе с драгоценными металлами, как и наших мастеров. Производство ювелирных изделий было в основном массовым, не оставляя большого выбора покупателям. При этом художникам-ювелирам обеих стран все равно удавалось создавать неординарные работы в жанре современного искусства, многие из которых бесследно исчезали в архивах музеев.

Вместе с падением СССР оказались разрушены и тесные связи между художниками наших стран. Занятые своими проблемами, мы на много лет потеряли из виду то, что происходит с современным ювелирным искусством в Эстонии и других странах. Но сегодня многое меняется. Общество становится все более глобальным. Профессионально расти, находясь в «своей скорлупе», все очевиднее выглядит тупиковым путем. Возможно, сейчас как раз удачный момент, чтобы оглядеться вокруг и наверстать все, что мы упустили за последние годы?

What goes on with contemporary jewelry in Estonia: interview with Ketli Tiitsar (English version)

Интервью с эстонским художником-ювелиром КЭТЛИ ТИЙТСАР

1_-KetliTiitsar_portrait_photo-byAlmaLiiFarkas-2.jpg11

Кэтли Тийтсар (Ketli Tiitsar) — художник-ювелир из Эстонии — работает менеджером программ и куратором коллекции ювелирного искусства и художественного металла в Эстонском музее прикладного искусства и дизайна (ETDM, Таллин). Она любезно согласилась ответить на наши (сразу скажем — довольно многочисленные) вопросы о сегодняшней ситуации с ювелирами и современным ювелирным искусством в Эстонии. Наши темы для обсуждения в основном коснулись художников, которые работают и развиваются прямо сейчас — молодые дизайнеры и то поколение, которое поступило в Академию искусств уже после коллапса СССР.

Кэтли, расскажите пожалуйста о себе. Вы всегда мечтали стать художником и создавать украшения?

Я росла в Таллине в 1970-е, в старом частном доме с большим садом. Мой отец все в доме делал своими руками, попутно собирая любые вещи, которые можно переделать во что-то новое. Похоже, эта идея — что из любой старой вещи можно сделать что-то новое — накрепко осела в моем сознании.

В свои 10-12 лет я начала участвовать во всех проектах отцовской мастерской, от изготовления деревянной обуви, корзин, полок, украшений из кожи, изделий из керамики и дерева, и до ковки и сверления русских монет и старых ключей, из которых я делала разные украшения.

Училась в детской художественной школе, затем — в общеобразовательной школе с уклоном в прикладное искусство. Там были самые разные творческие занятия — живопись, рисование, керамика, работа с кожей, переплетное дело и работа по металлу.

В то время девочки обычно записывались в классы, где работали с текстилем, но мне было интереснее заниматься в классе с мальчиками и работать с металлом. Именно там я изготовила свои первые металлические украшения из алюминиевых трубок — ножек от раскладушки, которые для этого пришлось при помощи молота расплющить в тонкий металлический лист.

В последнем классе средней школы я уже точно знала, что хочу работать с металлом и создавать украшения. В 1991 году я поступила в Эстонскую художественную академию (Estonian Academy of Arts) на отделение художественного металла. Там в 1995 я получила степень бакалавра, и продолжила учебу на магистра искусств. Также какое-то время я училась в Национальном колледже искусства и дизайна в Осло, и в амстердамской академии Геррита Ритвильда (Gerrit Rietveld Academy).

Как развивалась ваша карьера после окончания учебы?

Когда учеба закончилась, в 1995 году мы образовали группу  «F.F.F.F.» («Fun For Five Female» — «развлечение для пяти женщин»). Участницами группы, кроме меня, стали Kristi PaapKaire Rannik, Berit Teeäär, и Maria Valdma. Кстати, все, кроме Берит, сегодня продолжают заниматься ювелирным направлением. Группа распалась в 2005 году, но за девять лет мы успели сделать самые разные вещи, от инсталляций и фотопроектов, до кураторства и дизайнерских выставок. Очень насыщенное время и отличный опыт совместной работы.

Группа «F.F.F.F.» занималась не только «креативной коллаборацией». Наша деятельность также включала основы проектного управления — ноухау, которое постепенно стало еще одной важной частью меня. Конечно же, и я, и другие участницы не забывали при этом и о своем личном ювелирном творчестве.

FFFF, «Наш хлеб насущный» (украшения выставлялись на старых пекарных противнях). 2002. Hansa Bank Gallery, Таллин:

ourdailybread1

FFFF, проект «F-Files» (10 фотографий с анализом разных самоидентификаций женщины), 1998, из коллекции Эстонского художественного музея (Estonian Art Museum):

pruudid koduperenaised

 emad

В 2002 году, после нескольких лет работы галеристом в Эстонской художественной академии (Estonian Academy of Arts), мне предложили работу в Эстонском музее прикладного искусства и дизайна (ETDM). Это то место, где я работаю по сей день.

Работа в музее очень многогранна. Поскольку сам музей небольшой, каждый из сотрудников делает множество разнообразных вещей. Моя работа позволяет мне видеть коллекции максимально близко, и дает возможность изучать как связанные с конкретным периодом времени, так и индивидуальные особенности эстонского прикладного искусства в целом и его ювелирного направления.

Интересно отметить, что за время моей работы в музее заметно изменилось отношение к эстонскому дизайнерскому наследству советского периода. И на это изменение в немалой степени повлияли проводимые кураторами музея выставки — по той причине, что они проливали свет на повседневную жизнь людей. Мы стали замечать авторов за объектами, которые находили в своих домах и домах наших родителей и бабушек с дедушками.

Это объекты и темы, которые очень знакомы и мне из моего собственного детства, возможно, являются самой сильной связью и вдохновением между музеем и моими работами. Тем не менее, когда я вхожу в свою студию, я стараюсь полностью отделить себя от музейных коллекций и тем — насколько это вообще возможно.

И в музее, и помимо него я была счастлива работать с крупными выставками и событиями, как международными так и местными. Можно сказать, что я буквально «зависима от крупных выставок», и это уже стало моей страстью. С 2002 по 2015 я также была главным организатором и председателем Таллинского Триеннале прикладного искусства.

При такой занятости, вы успевали заниматься личным творчеством и создавать украшения?

Да, все это время я создавала украшения. Во время учебы и по ее окончании я довольно много общалась с клиентами, которые у меня заказывали изделия. Но через какое-то время я поняла, что для меня такой подход не работает.

Удовлетворять людей, «подгонять» их желания к моему видению — во всем этом что-то было не так, и это меня беспокоило. В итоге все разрешилось естественным путем — моя выставочная деятельность, доставлявшая мне много радости, обернулась моей работой. Эта работа стала основным источником дохода, что позволило мне заниматься творчеством так, как я это вижу.

Сейчас, время от времени, я изготавливаю маленькие серии украшений, либо беру пару заказов. Свобода в создании собственных коллекций работ, любопытство и радость исследования, тяжелые усилия и наслаждение процессом работы — все это приносит мне настоящее удовлетворение.

Ketli Tiitsar, Tiger in the Living Room, 16brooches, 2013. Reclaimed wood, silver, paint

Ketli Tiitsar, Тигр в гостиной, 16 брошей, 2013. Восстановленное дерево, серебро, краска

Как бы вы описали ваши работы и ваше художественное видение?

Я работаю с памятью — личной и коллективной. Те материалы, что я выбираю, также символизируют память.

Дерево для меня — основной материал. И дерево, если подумать, до сих пор является очень заметной частью нашей жизни. Представьте себе, сколько рабочих часов требуется, чтобы превратить дерево в растопку, и сколько в этих часах будет именно ручного труда.

Создание украшений напоминает мне ту работу из моего детства, которую требовалось делать из года в год. Я собираю дерево, сушу, распиливаю, шлифую песком, и затем заново собираю в новом порядке. Мне нравится находить способы выразить себя без какой-либо определенной темы или орнамента, используя лишь видимые последствия вмешательства и одновременно гармонию, которые возникают вследствие «деконструкции» материала.

Работы Ketli Tiitsar:

Тигр в гостиной (Tiger in the living room), 2013. (1)  брошь (яблоня, можжевельник, серебро, краска), (2) колье (вишня, серебро, краска, вискоза), (3) брошь (яблоня и береза, красное дерево, серебро, краска):

Ketli Tiitsar, Tiger in the Living Room, brooch, 2013. Apple wood, juniper, silver, paint Ketli Tiitsar, Tiger in the Living Room, necklace, 2013. Cherry wood, silver, paint, viscose Ketli Tiitsar, Tiger in the Living Room, brooch, 2013. Apple and birch wood, mahogany, silver, paint

(3)  Натюрморт (Natur Morte). Брошь (I), 2015. Миндальное дерево, краска, серебро. Из коллекции Röhsska Museum, Швеция. (4) Natur Morte. Брошь (IX). Сливовое дерево, краска, серебро

Ketli Tiitsar, Nature Morte, brooch, 2015. Almond wood, paint, silver. From the collection of Röhsska Museum, Sweden Ketli Tiitsar, Nature Morte, brooch, 2015. Plum wood, paint, silver

(5) Вторая натура (Second Nature). Брошь (III), 2016. Клен, пигмент, серебро. (6) Тоска по дому (Homesickness) VI. Брошь. 2008. Береста, фанера, серебро, краска, хлопковая нить

Ketli Tiitsar, Second Nature, brooch (III), 2016. Maple wood, pigment, silver  Ketli_Tiitsar_Homesicness

В вашем блоге я увидела такую фразу: «Говоря об украшениях, меня интересуют взаимоотношения между вещами, которые кажутся несовместимыми». Что происходит, когда вы сочетаете предметы между собой?

Я часто использую для своих украшений какие-то повседневные объекты или обычные материалы, такие как дерево. И мне интересно, а что произойдет, когда кто-то наденет колье, сделанное из разрубленного на несколько частей семейного подсвечника? Или что случится, если я возьму гравюру — неуклюжую, дешевую копию какой-нибудь знаменитой классики, и использую ее как материал для украшения, разрезав на 16 частей? Уверена, что украшения должны вызывать любопытство и вдохновлять на истории.

Давайте теперь немного поговорим о «рынке» современного ювелирного искусства в Эстонии. Если честно, мы очень мало об этом знаем. 

В России по-прежнему популярны золотые ювелирные украшения и близкий к классическому дизайн. Ювелирные изделия часто считаются символом статуса, хотя ситуация в последнее время начала меняться. Как бы вы описали предпочтения эстонок? 

В Эстонии точно так же ценятся хорошего уровня ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, и я не вижу в этом ничего плохого.

Должна признать, что я не так много знаю о коммерческом ювелирном направлении и предпочтениях покупателей. Но знаю, что сегодняшние художники, сочетающие традиционные ювелирные материалы с «современными» вкусами и инновационными технологиями, выпускают весьма интересные вещи. Например, Anneli Tammik интегрировала в своих украшениях 3D-печать и литье, а Gvido Valickis сочетает дамасскую сталь с драгоценными металлами и камнями.

Если вы заглянете на любое официальное мероприятие в Эстонии, скорее всего вы встретите дам в украшениях из коллекций Tanel Veenre, Lisa Kröber, или в работах художников поколения постарше, например Katrin Amos, Ülle Kõuts, Jaan Pärn, Kaie Parts и многих других. Украшения арт-направлений на подобных мероприятиях становятся все заметнее.

Lisa K (Lisa Kroeber Jewellery), фотографии украшений на знаменитостях, фото из журналов Tiiu, Kroonika, Hello-press:

Lisa K-Lisa Kroeber Jewellery, photo: kroonika, februar 2016  Lisa-K - Lisa Kroeber Jewellery, photo: Tiiu

Видеоролик: певица из популярной фолк-группы «Curly Strings» в серьгах Lisa Kroeber:

Некоторые эстонские художники-ювелиры запустили ограниченные серии украшений по мотивам собственных «основных» работ. И эти небольшие коллекции набирают популярность, занимая места на обложках и разворотах модных журналов.

Кроме того, иногда авторы ювелирных марок вступают в сотрудничество с небольшими фэшн-линиями и дизайн-студиями. Например, как раз так сделали Tanel Veenres  с Embassy of Fashion, Ettel Poobus совместно с Marimo Boutique, и недавно Birgit Skolimowski с маркой Iris Janvir.

Известная среди эстонцев ювелирная фабрика Juveelitehas, в прошлом году запустила новый бренд Lummus. Изделия марки в основном изготавливаются из серебра, а их дизайнерами выступают Birgit Skolimowski, Krista Lehari и Gvido Valickis.

В прошлом, рынки «дизайна» и «хендмейда (или «крафта») были строго разделены. Сегодня же, благодаря своим уникальным свойствам, эти ограниченные серии украшений тепло приветствуются на «дизайнерском» поле, и появляются на привлекательных «лайфстайл» событиях, собирающих большие аудитории. Эти небольшие серии сделали своих авторов знаменитыми, и их работы стали доступны широкой аудитории.

Работы Tanel Veenres:

(1) Серьги-ягоды (EAR BERRIES) series ph, TVJ — Tanel Veenre

EAR BERRIES series ph, TVJ by Tanel Veenre

(2) TVJ GINKGO series ph, Tanel Veenre

TVJ GINKGO series ph,Tanel Veenre

(3) TVJ HIPPOCAMP, серьги, оникс и карнеол, зима 2015. (4) TVJ Pantone Flies, 2016

TVJ_HIPPOCAMP_EARRINGS-ONYX&CARNEOL_WINTER2015  TVJ_Pantone-Flies-2016

Как вам кажется, есть ли спрос в Эстонии на современное ювелирное искусство?  Люди покупают необычные украшения? 

Я бы не стала утверждать, что арт-направление пользуется значительным спросом (кроме небольших авторских серий). Но совершенно точно могу сказать, что эстонское современное ювелирное искусство живет яркой и насыщенной жизнью. Художников начинают все больше признавать как на местном уровне, так и за рубежом.

Как я уже сказала, художники, выпускающие ограниченные серии более пригодных для ношения украшений, активно присутствуют на страницах местных журналов.  Публичные персоны надевают их работы, и сами художники становятся знаменитыми.

Но в то же время, когда мы говорим об арт-направлениях с позиции постоянного приложения сил художника, концептуального осмысления или экспериментов с материалом, становится ясно, что требуются дополнительные усилия для привлечения более широкой аудитории в Эстонии и где угодно еще. У нас в Эстонии есть всего несколько коллекционеров-ценителей работ определенных художников. И современное ювелирное искусство не всегда доступно публике, хотя выставочная площадка A-Gallery и предлагает гораздо более широкий выбор по сравнению с галереями, экспонирующими традиционное ювелирное искусство.

Конечно, всегда не хватает статей в изданиях — историй о главных героях этого направления и проводимых выставках. Хотя с другой стороны, социальные сети предлагают совершенно чудесную и доступную возможность продвижения для художников.

Насколько сильно изменилась ситуация по сравнению с советскими временами?

Достаточно радикально, поскольку сегодня мы избавлены от цензуры. Сейчас трудно даже вообразить, что в прошлые годы работа с драгоценными металлами была строго ограничена государством.

Но даже в условиях тех строгих ограничений художники делали свою работу, транслируя в украшениях свой внутренний мир и свое время. Достаточно посмотреть на работы пионеров эстонского ювелирного арт-направления: Haivi Raadik, Leili Kuldkepp, Rein Mets.

Я также обязательно должна упомянуть Kadri Mälk, профессора ювелирного и кузнечного отделения Эстонской академии искусств. Она — одна из самых признанных на международном уровне художников и одновременно — преданный своему делу учитель. Кадри удавалось приглашать в Таллин для обучения студентов иностранных художников, кураторов и коллекционеров. Все это дало очень сильный толчок для развития современного ювелирного искусства, а ее работа как художника и как преподавателя требуют отдельной статьи.

Сегодня художники имеют неограниченную свободу самовыражения. Они могут обучаться где угодно и показывать свои работы по всему миру — там, где могут себе это позволить. Это, конечно, главное отличие от советских времен.

Однако открытость создает и свои угрозы. Часто человек не может понять, действительно ли он имел случай насладиться работами определенных художников, либо они просто попались ему в новостной ленте соцсети. Доступность и избыточность информации также не всегда положительно влияет на решения людей посетить выставку и лично пообщаться с художником.

Все работы ниже взяты из коллекции ETDM, фотограф Ivar Veermäe.

Kadri Mälk, Сопротивление (Resistance) III. Olivia 1997. Дерево, серебро, железо, золото, , gold, каучук, черный коралл, дымчатый кварц, перидот, молескин

Kadri_Maelk_Ehe-2196

Rein Mets, (1, 2) Колье «Анжела» (“Angela”), 1972, гвозди из посеребренного железа, (3) Колье «Ренессанс. Эстонское побережье» (“Renessans. Estonian Coastline I”), 1988, серебро, золото и галька

Rein Mets, photo by Ivar Veermäe Rein Mets, photo by Ivar Veermäe Rein Mets, photo by Ivar Veermäe

Haiti Raadik, фотограф Михель Валдма (Mihkel Valdma), (1) Колье «Овцы» (“Sheeps”) 1976, серебро, нефриты, (2) Колье «Ландыш» (“Lily of the Valley”), 1973, серебро, нефриты:

Haiti Raadik, photos by Mihkel Valdma  Haiti Raadik, photos by Mihkel Valdma

Leili Kuldkepp, (1) Великому андалузцу (To a great Andalusian) 1990. гагат, золото, серебро; (2) Три горсти льна (Three handfuls of flax). 1987, бивень мамонта:

Leili Kuldkepp, photos: ETDM  Leili Kuldkepp, photos: ETDM

А что можно сказать о местах, где выставляют или продают свои работы эстонские художники-ювелиры? Где люди могут приобрести современные украшения?

К сожалению, у нас пока нет галереи, которая была бы целиком отдана под современное ювелирное искусство. Однако есть несколько выставочных площадок, где арт-украшения можно увидеть время от времени вместе с другими объектами.

В Таллине это:

  • A-Gallery — представляет работы более чем 70 профессиональных художников по металлу и авторов ювелирных работ разных поколений, все — можно приобрести. У этой галереи есть небольшое выставочное пространство -Wault, и там каждый месяц проводятся новые выставки
  • Hop Gallery — одна из 4 галерей, управляемых Эстонской ассоциацией художников. В галерее экспонируется прикладное искусство и дизайн
  • Эстонский музей прикладного искусства и дизайна (ETDM) — место постоянного показа объектов прикладного искусства, включая ювелирное. Частью ETDM является «Лестничная галерея» («Staircase gallery»), в которой проводится 2-3 отдельные выставки каждый год

Дизайн-маркеты, организованные Центром дизайна в Kultuurikatel (“Фабрика культуры”) — это новая инициатива «Города Таллин» («Tallinn City») — реконструированного фабричного знания, где сейчас проводятся культурные события (центр дизайна на фейсбуке).

Художники-ювелиры в целом очень креативно подходят к поиску новых мест для показа своих работ. Например, группа «Воздушный замок» (“Castle in the Air”) провела свою выставку в помещении старого маяка, а художники из Gram Studio организовали свой показ в специально построенном зеленом домике в центре «старого города», а затем повторили ее, разместившись в огромном поле посреди леса.

Gram Studio, «За углом в Марду» (Around the Corner at Mardu), фотограф (1) Sven Tali, (2, 3, 4) Ketli Tiitsar:

9_Gram_Studio_at-Mardu-in-the-night_-Photo-by-Sven-Tali-1

  

В последние пять лет также наблюдался настоящий бум на так называемые «дизайнерские магазины» (‘design shops’), например Estonian Design HouseNuNordik, Tali. На сайте интернет-аукциона Osta.ee появился специальный раздел, посвященный эстонскому современному дизайну.

Многие молодые художники пользуются всеми упомянутыми каналами, чтобы продавать свои работы.

Дизайн-маркеты также проводятся довольно часто, особенно во время Рождества и ранним летом. ETDM также предоставляет место в своем дворе во время «Дней Старого Таллина». Это мероприятия всегда популярны и любимы.

Что происходит в области международного обмена для эстонских художников?

Художники находят самые разные способы представить свои работы. Они участвуют в выставках, отправляют фото работ в галереи и кураторам, выставляются в Эстонии, готовят хорошее портфолио и размещают его в соцсетях и на специальных сайтах.

Приятно отметить тот факт, что работы многих эстонских художников представлены в различных галереях современного ювелирного искусства в Европе, Америке и странах Азии. Например, Tanel Veenre — в галерее Gallery Platina, Ornamentum и других, Maarja Niinemägi — в Charon Kransen Arts, Julia-Maria Künnap — в галерее Gallery Sienna-Patti, Kristi Paap — в Gallery Loupe, Nils Hint — в Gallery Ra и Four, и так далее.

Чтобы способствовать обмену выставками, ETDM показывает своим посетителям то, что происходит внутри и за рубежом применительно к прикладному искусству и дизайну. В результате появляются такие выставки, как

  • «Подумай дважды: новые украшения Латинской Америки» («Think Twice: New Latin American Jewellery»),
  • «Из холодного угла» («From the Coolest Corner») — новые украшения Севера,
  • а также серии самого музея — ретроспективные выставки «Классика» (Classics), где были представлены эстонские художники-ювелиры, такие как Lilian Linnaks, Leili Kuldkepp, Rein Mets.

По своей работе я стараюсь максимально сотрудничать с Эстонской художественной академией и художниками-ювелирами. Для этих выставок я проводила дополнительные программы, в том числе — небольшие параллельные выставки, перформансы, воркшопы, круглые столы и экскурсии в студии. Думаю, что все это вместе позволяет делать современные украшения более видимыми для широкой аудитории.

Выставка «Из холодного угла — новые украшения Севера» («From the Coolest Corner — New Nordic Jewellery») в ETDM, 2014. Фото — Jarmo Nagel:

10_10_From_the-Coolest_Corner_exhibition-view-in-ETDM_2

10_From_the-Coolest_Corner_exhibition-view-in-ETDM8

Работы эстонских художников, из коллекции ETDM.
(1) Julia Maria Künnap. Брошь. «Возможно это счастье» (Is This the Happiness), 2012. Дымчатый кварц, золото. (2) Urmas Lyys. Брошь. «Осенний бал» (Autumn Ball), 2014. Восстановленная сталь 

Julia-Maria-künnap---Is-This-The-Happiness   Urmas_Lyys_Ehe-2353

(3) Nils Hint. Колье, без названия (untitled One), 2010. Сталь, золото. (4) Kristi Paap. Брошь из серии Клевер (Clover). 2012. Вишневые косточки, дерево вишни, краска, нить

Nils_Hint_Ehe-2304           

Какие страны кажутся «ближе» к Эстонии в плане международного обмена? 

Из-за территориального расположения Эстонии, у нас хорошие связи с Финляндией, Скандинавскими и Балтийскими странами. Недавно ретроспективная выставка нашего музея о родившемся в Эстонии художнике Tõnis Käo была показана в музее Red Dot в Эссене. Мы понемногу восстанавливаем связи с Россией, но сотрудничество могло бы быть гораздо более интенсивным.

Какие из последних проектов с вашим участием вы считаете наиболее интересными?

В 2015 году во время выставки Schmuck в Мюнхене (которая сейчас превратилась в настоящий арт-фестиваль — Мюнхенскую ювелирную неделю) мы с моей коллегой Кристи Паап делали собственную выставку. Это было очень интересно и познавательно — стоять рядом со своими работами и рассказывать про них, слушая отклики посетителей.

Несколько недель назад, во время MJW-2016 (снова — Мюнхенской недели), мы провели выставку «Estonishing!», в которой участвовали 13 эстонских художника (Kadri Mälk, Tanel Veenre, Piret Hirv, Eve Margus-Villems, Kristiina Laurits, Villu Plink, Julia Maria Künnap, Nils Hint, Maarja Niinemägi, Maria Valdma, [имя удалено в июне 2022 по просьбе художницы], Sofia Hallik и я). Выставка была организована галеристом из Бразилии Томасом Коном (Thomas Cohn), а куратором вместе с ним выступил Tanel Veenre. Это была крупнейшая выставка эстонских художников за время MJW.

Estonishing!, галерея Томаса Кона (Thomas Cohn), Бразилия, Мюнхенский Trade Fair Centre, 2016, фото Villu Plink

Estonishing!, by the Gallery Thomas Cohn, Brazil, Munich Trade Fair Centre, 2016, photo by Villu Plink:

12_Estonishing_Munich0121  Estonishing_Munich

Недавно Стокгольмский национальный музей также открыл выставку современного ювелирного искусства “Open Space-Mind Maps. Positions in Contemporary Jewellery”, с куратором Ellen Maurer-Zilioli. В ней участвовали 30 художников со всего мира, я в их числе.

Open Space — Mind Maps: Positions in Contemporary Jewellery, 2016, фото Ketli Tiitsar:

12_Mind_Maps14

12_Mind_Maps_view5

Работы (1) Ketli Tiitsar, (2) Hanna Hedman, (3) Nanna Melland:

Mind_Maps_Ketli_Tiitsar Mind_Maps_Hanna_Hedman_Sweden  12_Mind_Maps_Nanna_Melland_Norway

Выставка сопровождалась каталогом, который опубликовал Arnoldsche Art Publishing. На пресс-конференции было около 20 журналистов, которым куратор с помощью художников рассказывал об идеях работ.

Итак, теперь мы что-то знаем о ключевых событиях и игроках. Давайте поговорим о художниках и их перспективах в Эстонии. 

Как бы вы охарактеризовали «эстонский стиль»? Это что-то универсальное и следующее мировым трендам, либо наоборот, более традиционное? 

Трудный вопрос. Арт-украшения — очень индивидуалистический жанр, обобщения здесь плохо работают. Сила художника — в том, чтобы отличаться, выражать свои личные идеи, подчеркивая их тщательным выбором материалов и технологий.

Если все-таки попытаться выделить общие признаки, то я скажу следующее. Эстонские художники довольно часто выбирают работу с природой человека, исследуя ее основы и то, как влияет на нее наша культура. Для эстонских художников также характерно уникальное качество ручной работы. Какие бы материалы не использовались, они всегда обрабатываются с высокой долей перфекционизма. Серебро как материал выглядит для эстонских ювелиров-художников предпочтительнее золота, хотя здесь конечно могут быть исключения.

Когда молодой эстонский художник выбирает путь современного ювелирного искусства, насколько сложным скорее всего этот путь окажется? 

Выбрать арт-направление своей профессией — всегда нелегкое решение. Может пройти не менее 10 лет после окончания учебы до того момента, когда художника «признают». Но в то же время, у сегодняшних мастеров гораздо больше возможностей расти и становиться известными.

Сейчас есть столько разных способов чтобы тебя заметили — при помощи хорошего сайта, блога, фейсбука, инстаграма, почему бы и не твиттера? Я сама не лучший пример, мой личный сайт уже давно «на ремонте», и я какое-то время назад прекратила вести свой блог.

Для меня время — самая большая проблема. Я могу составлять отличные планы на бумаге, но совершенно не успеваю их реализовать. На основе собственного опыта поэтому могу дать совет — стоит привлекать стороннюю помощь от тех людей, кто умеет делать необходимые вам вещи. Есть отличные примеры эстонских художников — [имя удалено в июне 2022 по просьбе художницы] или Софья Халлик (Sofia Hallik) — которые отлично представлены в социальных сетях и ведут интересные блоги.

С какими трудностями скорее всего столкнется молодой художник-ювелир на своем пути? 

Современные художники обязательно должны уметь работать в мультизадачном режиме. Создавая свои работы, им придется одновременно учиться рассказывать и писать о них и своих идеях.

Требуется вести хорошую «документацию» по всем своим проектам, и самим инициировать для себя какие-то возможности. С этой целью важно научиться делать (или организовывать чтобы делал кто-то другой) хорошие качественные фотографии, находить финансирование, организовывать выставки, презентации и встречи, высылать информацию о себе и участвовать в событиях, откликаясь в том числе на «open calls» (приглашения) по конкурсам и выставкам.

Еще одна трудность — заработок. Стипендий для начинающих художников-ювелиров не так много, поэтому мало кому удается прожить исключительно зарабатывая своим творчеством. Чтобы обеспечить себя, художникам приходится много работать с клиентами, выполняя различные заказы. Все это оставляет мало возможностей для самого творчества и создания личного портфолио работ.

Если бы у нас была галерея, целиком посвященная ювелирному современному искусству, нам было бы легче помогать художникам с продвижением их работ. Например, в Латвии есть галерея Putti, в Вильнюсе — галерея A17, в обеих экспонируются также художники со всего мира.

Мы не можем удержаться, чтобы не задать вопросы, которые сегодня, судя по обсуждениям, волнуют российских художников и дизайнеров украшений. 

Как бы вы обозначили цель современного ювелирного искусства? 

Арт-направление в украшениях — это форма свободного самовыражения художника, в точности как и любая другая форма искусства. Единственная разница в том, что искусство здесь начинается с тела, и заканчивается также на теле человека.

Думаю, каким-то одним правилом определить современное ювелирное искусство не выйдет. Чаще всего это понимание достигается длительной практикой художника, занятого анализом выбранной концепции, а также умением выбрать подходящий материал и техники и работать с ними так, чтобы воплотить свои идеи в «wearable art» — арт-украшения, которые можно носить себе.

Anneli Tammik, фото со страницы facebook.com/annelitammikjewelry:

Мы часто слышим, как в России люди противопоставляют «искусство» и «коммерцию». Считается, что если дизайнер создает украшения «на продажу», то есть делает их более удобными и «носибельными», и менее экстравагантными, то он «теряет себя как художника». Что вы думаете на этот счет? 

Большинству моих коллег из Эстонии и других стран не удается зарабатывать созданием арт-украшений достаточно, чтобы обеспечить себя и семью. Очевидно, что требуется какая-то дополнительная работа. Большинство художников преподают (не только в арт-школах), дают мастер-классы или работают в других областях.

Ситуацию нельзя рассматривать в черно-белом контексте, как будто «если вы выберете арт-направление, вам нельзя будет создавать вещи более коммерческой направленности». Мне кажется, это тот случай, когда личность художника бывает соответствующим бразом связана с его способностями. Я знаю очень хороших художников, которым удается и то и другое.

Я сама стараюсь делать только те вещи, за которые мне не будет стыдно потому что я делала их по неправильным причинам. Это мой «болевой порог». Я догадываюсь о том, что обычно считают опасной ловушкой. Это попытка удовлетворить ожидания клиентов, начав что-то делать с точки зрения угодить определенной аудитории. В таком подходе, возможно, начинает проявляться скорее «дизайнерское», а не художественное, мышление, что-то вроде попытки «решения проблем» — что, конечно, уже совершенно другая история по сравнению с искусством.

Если начинающего профессионала больше интересует создание «коммерческих» украшений, то почему бы не построить именно на этом свою карьеру? Разве обязательно конечной целью должно быть ювелирное искусство? Есть так много разных путей, и только от человека зависит, какое направление выбрать.

Я хочу подчеркнуть, что основная масса арт-украшений пригодна для носки как обычное украшение («wearable»). Все изделия моей работы именно такие.

Сегодня мы столкнулись с очень специфической и связанной с текущим периодом времени путаницей в терминологии. Создавая ограниченные серии украшений, ювелиры называют себя «дизайнеры», а свои работы — дизайнерскими. Однако они же мгновенно превращаются в «художников», когда участвуют в одной из выставок. Это тоже можно назвать рыночно-ориентированным мышлением.

Работы из коллекции ETDM:

(1) Eve Margus-Villems. Цепочка на пояс (Chatelaine) для Helena Tulve, 2005. Рог, золото.  (2) Maarja Niinemagi. Брошь. Крест (Crest), 2011. Опал, перламутр, серебро, золото.

Eve-MargusEhe-2256   Maarja_niinemagi.Floating

(3) Maria Valdma. Колье. Гостевой дом (Guest House), 2011. Железо, серебро. (4) Kaire Rannik. Брошь. «Inonotus obliquus», 2010. Серебро, медь, каучук, уголь, дерево, сталь 

Maria_Valdma  Kaire_RannikEhe-2277

Mari Relo-Šaulys / Adolfas Šaulys. (5) Объект (Object-jewellery). YES in Tallinn, 2010. Серебро, золото. Фото: Sergei Didyk. (6) Объект (Object. In God We Trust). 2008. Фото: Sergei Didyk

7_Mari-Relo-Saulys-&-Adolfas-Saulys_A-and-M-ode-to-joy_02  Mari-Relo-Saulys-&-Adolfas-Saulys_in-god-we-trust_01

Как вы считаете, для чего нужны украшения тем, кто их носит? Должны серьги, колье или браслеты делать человека «более красивым» (в русском языке само название — «украшение» — подразумевает именно обязанность украшать), либо у них есть и другие важные цели? 

Когда мы говорим в широком смысле об украшениях, которые носим каждый день, чаще всего это аксессуар, дополняющий чей-то костюм. Но украшение может являться и утонченным способом самовыражения, рассказывать истории о своем владельце, о его или ее прошлом, либо быть талисманом.

Украшения акцентируют уникальные свойства людей, и красота — лишь одно из них, причем свойство крайне субъективное. Что «красиво» для одного, может не являться таковым для другого. Мне кажется, ношение современных арт-украшений выявляет скорее чью-то фантазию и страсть.

Я всегда побуждаю людей быть открытыми, исследовать «сценарии», лежащие в основе арт-украшений своих стран, изучать концепции авторов, их творческий поиск, применяемые формы и материалы. Сегодня на тему современного ювелирного искусства выпущено немало книг. Есть очень познавательные сайты, такие как Klimt 02 или AJF Forum или Current Obsession Paper (current obsession magazine). Все они делают отличную работу, продвигая современные украшения. Статьи, интервью, галереи изображений — все это в наличии и изобилии.

Мне кажется, что как только люди будут знать немного больше, станет почти невозможно предполагать, будто арт-украшения «невозможно носить», или что они «только для музеев и галерей» — те стереотипы, с которыми я сама время от времени сталкиваюсь.

Какие ближайшие события, где участвуете вы или другие эстонские художники, стоит отслеживать нашим читателям?

Начало этого года было для меня очень загруженным. Я выполнила три работы для разных выставок, одна из которых —  “Open Space-Mind Maps: Positions in Contemporary Jewelry».

Сейчас мы вместе с Кристи Паап готовим нашу очередную выставку, которая пройдет в начале 2017 года в Таллине. Эта выставка неким образом завершит серию выставок “Nature Morte. Cherries and Skeleton” («Nature Morte. Вишни и скелет»), которые мы проводили вместе. Основная часть работ по выставкам следующего года будет новыми.

Мы также опубликовали книгу с тем же самым названием. В ней идет речь о процессе нашего сотрудничества, а также о более ранних работах 5-7 лет назад. С этого момента мы начинаем представлять читателям нашу книгу, отправляя ее тем, кто сделал предзаказ.

Книга Nature Morte. Выпущена в 2016. Все фотографии — Dénes Farkas:

19_Nature_Morte_book_presentation in EKKM

Nature_Morte_bookNature_Morte_book_8-9

19_Nature_Morte_book_104-105

Final-image__DSC_0249_teh_teh_ALUS_8--

В музее у нас планируется очень загруженный год, поскольку мы будем готовить новую постоянную выставку Эстонского прикладного искусства, и я являюсь менеджером этого проекта. Длительный процесс подготовки занял 3 года. Но сейчас трудная часть по поиску финансирования позади, и в январе уже начались работы по монтажу. Экспозиция будет выглядеть как новый дом внутри музейного здания, архитектор — Karli Luik. После завершения довольно сложного монтажа света мы сможем начать показ самих арт-объектов. Я с нетерпением жду открытия выставки, поскольку это так важно для музея и для всех художников из нашей коллекции. Их замечательные работы наконец будут показаны, и мы обеспечим доступ к изучению истории эстонского профессионального прикладного искусства.

Выставка “Estonishing!” переедет в мае в Бразилию, и будет представлена в галерее Томаса Кона в Сан-Паоло.

Также всегда при планировании поездки в Таллин стоит заглядывать в A-Gallery Wault, так же как и в Hop Gallery.

Наконец, я просто мечтаю о неделе отдыха, которую я могла бы провести со своей семьей: нашей дочери восемь лет. Основная часть моей работы в студии выполняется поздними вечерами или ночью, а также в выходные, включая Рождество или Пасху, когда я не в музее. Конечно, я бы хотела проводить больше времени с семьей.

С учетом вашего профессионального и личного опыта, хотели бы вы что-то пожелать начинающим профессионалам — не важно, в какой стране они это делают? 

Не теряйте фокус. Старайтесь использовать время вашей учебы, чтобы получше себя узнать, понять, в чем вы сильны. Начинайте как можно раньше строить свой собственный уникальный путь самовыражения. Говорите с друзьями и семьей о том, что вы думаете и что делаете, их поддержка также важна!

С самого начала имейте в виду, что в мире очень много хороших художников — и в выбранной вами сфере тоже. Когда вы получаете отрицательные отзывы, ваши работы не отобрали для выставки, ваш проект не получил финансирование — это не конец мира. Учитесь на этом опыте, пробуйте снова, и идите дальше — если вы чувствуете, что это именно ваше направление.

Мне кажется важным хотя бы базово разбираться в истории искусств, а также в том, что происходит в мире и культуре, и в современном искусстве в частности. Не бойтесь быть не такими как все, и беритесь за темы, которые вам лично кажутся интересными. И — наслаждайтесь процессом!

Другие статьи из рубрики «Современное ювелирное искусство»

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.