Пробирная палата подготовило памятку ювелирам по продаже в розницу

На сайте Российской государственной пробирной палаты probpalata.ru появилась ссылка на документ — Памятку по со­б­лю­де­нию тре­бо­ва­ний за­ко­но­да­тель­ства «в об­ла­сти про­ти­во­дей­ствия ле­га­ли­за­ции (о­т­мы­ва­ния) до­хо­дов, по­лу­чен­ных пре­сту­п­ным пу­тем, фи­нан­си­ро­ва­ния тер­ро­риз­ма и фи­нан­си­ро­ва­ния рас­про­стра­не­ния ору­жия мас­со­во­го уни­что­же­ния». Документ дает пошаговую инструкцию для ювелиров, которые продают изделия из драгоценных металлов в розницу.

Памятка представляет собой инструкцию, в которой собраны и упорядочены основные требования законодательства в области финансового мониторинга. В ней говорится о том, что ювелиры, которые продают украшениями в розницу (через магазины) обычным покупателям — физическим лицам, обязаны проводить «идентификацию» каждого клиента, и в случае обнаружения «тревожных признаков», предпринимать указанные в документе меры. Исключение (идентификация не нужна) — покупатели, сумма покупки у которых не превышает 40 тысяч рублей (наличными) или 100 тысяч рублей (расчет по карте).

Если сумма покупки больше, то продавцу потребуется провести «идентификацию» как написано в документе: сделать копию паспорта, попросить заполнить анкету и провести опрос. Базовый подход, как это лучше делать, не раз описывали юристы (например, Павел Смыслов в своей статье от 2015 года).

Закачать и сохранить документ (Ворд-файл) можно по этой ссылке.

Также приводим текст документа здесь полностью.

ПАМЯТКА ДЛЯ ЮВЕЛИРОВ

по соблюдению требований законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения при розничной продаже ювелирных изделий физическим лицам.

Настоящая памятка разработана для разъяснения требований действующего законодательства в области противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее – «ПОД/ФТ/ФРОМУ»), а также рекомендаций Росфинмониторинга РФ.

Организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы их осуществления – все это необходимо применять постоянно. Данная деятельность включает следующие этапы:

  1. Идентификация клиента
  2. Изучение клиента
  3. Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска
  4. Составление и направление внутренних сообщений
  5. Принятие решения о приеме на обслуживание
  6. Применение мер по замораживанию (блокированию)
  7. Приостановление операций (сделок)
  8. Отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции
  9. Замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента
  10. Информирование Росфинмониторинга РФ в установленном порядке
  11. Направление в Росфинмониторинг РФ в установленном порядке отчета о наличии/отсутствии среди своих клиентов лиц, включенный в перечень организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лиц,  включенный в перечень организаций и физических лиц в отношении которых имеются сведения об их причастности распространению оружию массового уничтожения.

Рассмотрим всё по прядку

1.      Идентификация клиента[см. примечание 1 внизу], которая включает:

  • установление до приема на обслуживание сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, определенных ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г.          № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон);
  • принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона — например, анкетирование, использование данных в сети Интернет, применение сведений из коммерческих баз данных (пример – SPARK Интерфакс);
  • проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, получаемых в соответствии с п.2 ст.6, п.2 ст.7.4 и ст.7.5 Федерального закона — например, анкетирование, использование данных в сети Интернет, применение сведений из коммерческих баз данных (пример – SPARK Интерфакс). Сведения о  лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, публикуются в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
  • определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;
  • выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории)[см. примечание 2 внизу].

Учитывая, что торгующая организация обязана предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации клиента (представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев), работа с клиентом также должна включать в себя:

  • снятие копий с документов, представленных клиентом, и сохранение этих копий в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом;
  • анкетирование клиента;
  • устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету клиента;
  • использование внешних источников информации, доступных организации на законных основаниях;
  • иные меры, предусмотренные законодательством РФ.

Организация обязана идентифицировать лицо на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца. Документы должны быть представлены в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц). В случае если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. В случае если организация осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. В случае представления клиентом копий документов организация вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.

2. Изучение клиента, т.е. анализ сведений, полученных в результате идентификации клиента, с точки зрения выполнения законодательства в области ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Изучение клиента предполагает принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества клиентов в соответствии с Федеральным законом (анкетирование, устный опрос, проверка по доступным базам данных и т.д.).

В случае, если эта сделка не была первой, заключенной с этим клиентом, также необходимо проанализировать в совокупности всю имеющуюся информацию о клиенте, его сделках и т.д., для выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона, операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям, необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения. Критерии выявления и признаки необычных сделок утверждены Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 и Правилами внутреннего контроля организации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Законом;
  • совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся соответствующий запрос;
  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

3. Оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска производится  в соответствии с программой оценки риска, содержащихся в Правилах внутреннего контроля организации (далее – «ПВК»), с учетом Национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и Секторальной оценки рисков ОД/ФТ.

4. Составление и направление внутренних сообщений специальному должностному лицу организации в случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, или необычной операции (сделки), а также в иных случаях в соответствии с ПВК.

5. Принятие решения о приеме на обслуживание.

Иностранные публичные должностные лица принимаются на обслуживание только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, либо его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.

Кроме того, в целях усиления контроля за соблюдением законодательства организация имеет право предусмотреть в ПВК, что лицо принимается на обслуживание в аналогичном порядке (на основании письменного решения) в случае направления любого внутреннего сообщения.

6. Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента, в отношении которого имеются сведения о его причастности к экстремистской деятельности или терроризму (пп.6 п.1 ст.7 Федерального закона). Сведения о  лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лицах,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, публикуются в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

7. Приостановление операций (сделок) в случае, если хотя бы одной из сторон являются:

  • физическое лицо, действующие от имени или по указанию юридического лица, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с п.п.6 п. 1 ст. 7 Федерального закона — 1. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: 6) применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, за исключением случаев, установленных пунктами 2.4 и 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона, незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом;
  • физическое лицо, осуществляющее операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с п.п.3 п. 2.4 ст. 6 Федерального закона — 2.4. Физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 настоящей статьи, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе: 3) осуществлять в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 настоящего Федерального закона, операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 настоящего пункта, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень;
  • физическое лицо, действующие от имени или по указанию организации или физического лица, прямо или косвенно находящегося в собственности или под контролем организации или физического лица, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо физическим или юридическим лицом.

8. Отказ от выполнения распоряжения клиента о совершении операции, если

  • по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона;
  • в результате реализации правил внутреннего контроля у работников организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

9. Замораживание (блокирование) денежных средств и иного имущества клиента в случае размещения на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

10. Информирование Росфинмониторинга РФ в установленном порядке в следующих случаях:

  • если у работников организации на основании реализации ПВК возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
  • если совершена операция с денежными средствами или иным имуществом, подлежащая обязательному контролю в силу требований Федерального закона;
  • если имел место случай приостановления операций (сделок);
  • если имел место случай отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операций;
  • если имел место случай замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества клиента.

12.    Направление в Росфинмониторинг РФ в установленном порядке отчета о наличии/отсутствии среди своих клиентов лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, и лиц,  включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

[1] При покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, не превышающую эквивалент 40 000 рублей, а также при использовании банковской карты для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, не превышающую эквивалент в 100 000 рублей, идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения).

[2] На настоящий момент – Северная  Корея и Иран.

Все новости в рубрике Законы и правила | Все статьи в рубрике Ювелирный бизнес | Все публикации по тегу Бизнес темы и приемы

Поделитесь статьей с друзьями

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Мы разместим ваш комментарий сразу, как только он пройдет анти-спам проверку. Это может занять некоторое время - просим терпения). Введите ваш e-mail (его увидим только мы), чтобы получать оповещения о поступивших ответах на ваш комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.