Плети, рожай, вяжи: как девушка из Омска стала ювелиром

Ювелирная среда довольно консервативна, в том числе — в вопросах гендера. До сих пор привычна реклама женских украшений, ориентированная на мужчин (поскольку «платят они»), с одновременным посылом к женщинам «украшать себя для Него». Привычно мужским видится и образ «настоящего ювелира». Основательница бренда Minty Sky (марка в каталоге Ювелирума) Елизавета Чайкина в нашей рубрике «Личный опыт» рассказала, насколько ювелирный мир ее родного Омска оказался не готов видеть женщин в профессии как в качестве заказчиков, так и мастеров (спойлер — у нее все получилось). Мы приводим прямую речь из ее письма.

Фото из архива марки Minty Sky

Меня зовут Елизавета. В 2013 году я запустила магазин украшений из натуральных камней Minty Sky. Но то, о чем так долго мечтала — собственное производство, дизайн и коллекции украшений — удалось наладить только в конце 2018 года.

Хочу рассказать о том, как это все случилось.

Подрядчики

Заниматься развитием ювелирного бренда и быть ювелиром — два совершенно разных опыта. Я никогда не стремилась быть ювелиром и нигде не училась для освоения этой профессии. Когда передо мной вставал выбор делать самой или сотрудничать с мастерами, я всегда выбирала последнее. Так было проще, дешевле, и несло меньше рисков.

Однако в какой-то момент оказалось, что при росте объемов подобная бизнес-модель может дать сбои, и их цена — не пара десятков тысяч рублей, а несколько сотен. К сожалению, в этом пришлось убедиться на собственном, не очень веселом, опыте. Когда я попыталась расширить масштабы своего магазина, мне катастрофически не повезло. Меня подвели все — ребята, которые делали оправы, поставщики камней, закрепщики. У каждого случалось что-то непредвиденное. Вскоре я поняла, что новой коллекции Minty Sky, похоже, уже не дождусь. И это в ситуации, когда на коллекцию уже были оплаченные предзаказы, сотрудникам нужно было платить зарплату, а собственникам помещения — аренду.

Мастер

В тот критический для бизнеса момент я внезапно вспомнила: у нас остались инструменты от ювелира, проработавшего всего день и растворившегося в неизвестном направлении. Ну как инструменты.. одна едва работающая бормашина, и несколько напильников и резинок для шлифовки. Но мне и этого было достаточно, чтобы увидеть шанс. Как безумная я пронеслась по городу в поисках мастерской, где мне могли бы сделать качественное литьё (а перед этим — изготовить резиновые формы по слепку из мастер-моделей, которые так удачно остались у меня на руках) и подогнать модели колец из 19 размера в нужные.

И вот он, заветный момент! Я остаюсь один-на-один с бормашиной и горой заготовок (в прямом смысле слова горой — их было больше 300) — местами плохо спаянных, местами дефектно отлитых, с катастрофически усевшими от повторного запекания в резину и литья посадочными местами под камень. Было весело, интересно, но нереально трудно привести эти кольца в нормальное состояние — учитывая, что делала я это впервые.

Все помню в мельчайших деталях — как будто случилось сегодня. Сначала я кинулась в магазин для ювелиров (к слову, таких у нас в городе всего два), чтобы пополнить запасы насадок для бормашины. Как выбирала насадки? Когда не знаешь, что конкретно тебе нужно, берешь то, что больше понравится на вид, и пробуешь все подряд. Ювелиры, стоящие в очереди, странно на меня поглядывали, а я тем временем перечисляла продавцу: «…Ох, мне вот эту желтенькую пушистенькую, вот эту розовую, пожалуйста, а, и вот эти зеленые милые! Давайте их!…»

Команда

Но если бы дело было только в моей неопытности — это полбеды. Ювелиры, к которым я обращалась за помощью с вопросом вроде «мне нужно, чтобы это вот так блестело/выровнялось/расширилось, чем это можно сделать?» смотрели на меня как на попугая с пистолетом — удивленно и настороженно, то и дело переспрашивая, а не хочу ли я заняться чем-то более «женским» — вязанием, макраме, рождением детей?

Когда я поняла, что не справлюсь одна, я стала искать себе в помощь уже работающих ювелиров. Но никто не хотел заниматься массовым производством, даже за неплохие для нашего города деньги. Никому не хотелось весь день сидеть и шлифовать одну и ту же модель кольца, крепить неудобные камни, и вообще заниматься нудной и не особо творческой работой.

И тогда в отчаянии я пригласила на работу двух знакомых мне девушек совершенно без опыта в ювелирном деле, но с неплохой практикой изготовления украшений в других техниках. И дальше мы всему учились вместе — собирать серьги на английском замке (ох и намучились же мы с ними), крепить «неудобные» камни в «неудобные» оправы, нарезать резьбу на винтовой застежке у пуссет. Потом к нам присоединились еще две девушки — также без опыта работы с ювелирными изделиями, но с интересом и энтузиазмом.

Выводы

Что мы имеем на сегодня?

Женский коллектив ювелиров, едва ли не единственный в нашем городе. Часть работы мы все еще отдаем в сторонние мастерские, например литьё, изготовление восковок, 3D моделирование — просто потому, что у нас нет соответствующего оборудования. Но самые важные этапы — а это разработка дизайна и финишная обработка и закрепка камней — делаем самостоятельно. Самым трудоемким процессом я бы назвала закрепку камней. Так как мы используем только натуральные камни, с ними работать непросто — легко раскалываются, царапаются, мутнеют (благородные опалы). Но использование натуральных камней — основная идея и отличительная особенность Minty Sky, и оно того определенно стоит.

Об авторе

Елизавета Чайкина

Основательница и дизайнер марки Minty Sky, Омск @mintysky.ru

Блог: @lizaveta_chaikina

Все публикации в рубрике Личный опыт | Все публикации по тегу БИЗНЕС/БРЕНД/РАЗВИТИЕ

Поделитесь статьей с друзьями

Работы дизайнеров из каталога ЮВЕЛИРУМ

Оставьте пожалуйста ваш комментарий:

Ваш e-mail не будет опубликован.

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.